Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia статистика факты мнения консультации новости

До большевиков

Принято считать, что высокий уровень рождаемости, существовавший в России до первой мировой войны, свидетельствовал о том, что сознательное регулирование рождаемости не имело широкого распространения среди населения.

Искусственный аборт в России, как и в других государствах, был законодательно запрещен и считался тяжким преступлением. Церковь считала предотвращение рождения грехом.

Конечно, издавна были известны такие примитивные методы предотвращения беременности, как намеренное воздержание, длительное грудное вскармливание и прерванное сношение (из всех видов контрацепции только гормональная - появилась впервые в ХХ в., остальные - раньше). С древних времен знали и о возможности искусственного прерывания беременности, "история выкидыша так же стара, как и история самого человечества" (Бродский, 1914). Но тот факт, что некоторые способы предотвращения и прекращения беременности были известны, не означает, что они активно применялись крестьянским населением России. Напротив, есть свидетельства, в частности в литературе, в фольклоре, что большинство населения не знало о возможности искусственного прерывания беременности и противозачаточных средствах вплоть до 1920 г. К концу 19 в. желание ограничить число детей в семье имело место, но люди плохо знали, как этого можно добиться (Миронов, 1999).

В городах, где проживала меньшая часть населения страны, и среди наиболее образованных слоев населения к концу ХIХ в. практика ограничения рождаемости была более известна, чем в деревне. Число "искусственных выкидышей" (как называли в то время аборт) здесь в начале века быстро росло. Достоверных данных о числе абортов в то время, конечно, не существует, поскольку искусственные аборты тщательно скрывались.

Косвенными подтверждениями распространения абортов могут служить:

Закон, однако, плохо соблюдался в этой сфере, и число осужденных за аборт было небольшим (см. таблицу) (по некоторым данным, менее 1% женщин, сделавших аборт, предстали перед судом, причем в 75% случаев они были оправданы). Тогда как второй показатель - доля женщин, перенесших аборт, среди пациенток больниц быстро возрастала и достигла в Москве и С.-Петербурге к 1910 г. 10-33 процентов (см. таблицу). Причины выкидышей в большинстве случаев были неизвестны, но, вероятно, значительная часть выкидышей были искусственными. При этом надо учитывать, что в статистику попадали только те "неудавшиеся" аборты, которые требовали дальнейшей медицинской помощи, и не попадали аборты в частных лечебницах и прошедшие без медицинской помощи.

С течением времени проблема распространения абортов стала все больше привлекать внимание общественности, особенно медицинской. Врачи прежде всех сталкивались с последствиями роста аборта и понимали, что надо что-то срочно делать.

Рост абортов не был чисто российской проблемой. Страны Европы и Северной Америки столкнулись с ней раньше. Как писали современники, несмотря на законодательный запрет, рекламой услуг по проведению абортов "пестрели газеты". Возможно, российские ученые обратили внимание на проблему и под влиянием острой дискуссии по поводу абортов, которая велась на страницах научных изданий западных стран. Говоря о быстром распространении абортов, участники дискуссии приводили статистику в основном не по России, а по США, Франции, Германии, Голландии, что в ту пору было вполне естественно, поскольку Россия ещё не пошла другим путём.

Озабоченность в связи с распространением практики прерывания беременности и ее тяжелыми последствиями для здоровья женщин и детей высказывалась в России на научных конференциях и съездах. Читать материалы этих конференций было очень интересно, иногда складывается впечатление, что речь идет о сегодняшнем дне, а не о событиях 100-летней давности. Те же слова о высоком уровне абортов, о "вырождении нации", о падении нравственности.

Впервые, пожалуй, вопрос был поднят в 1889 г. на Третьем съезде Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова, на секции акушерства и женских болезней которого прозвучали выступления П. Зейдлера "К вопросу о показаниях к предотвращению беременности" и Н. Тальберг "О преступном выкидыше с медицинской и социальной точки зрения и о мерах борьбы против прогрессивного увеличения числа случаев преступного выкидыша". Авторы докладов, признавая, что аборт - это зло, призвали к смягчению российского законодательства в отношении абортов и признанию законным медицинский аборт в случае некоторых заболеваний.

Вопрос об искусственном выкидыше был поставлен первым вопросом программы 4-го съезде Общества Российских акушеров и гинекологов (декабрь 1911 г.). Из многих выступлений, на мой взгляд, особенный интерес представляет передовой по тем временам доклад Л. Л. Окинчица "Как бороться с преступным выкидышем". Поскольку карательные меры не приносят результата, а призыв к воздержанию не имеет смысла, единственным путем сокращения практики абортов, по мнению докладчика, должны стать противозачаточные средства (за этот тезис Окинчиц был обвинен в неомальтузианстве). Отмечая то обстоятельство, что совершенного (надежного, безопасного, удобного в применении и дешевого) средства пока не найдено, докладчик поставил задачу научной разработки средств, предупреждающих зачатие. Л. Л.Окинчиц выступил за проведение грани "между влечением к телесному общению и стремлением к размножению".

В конце доклада д-р Окинчиц привел слова Вольтера:

Не избыток в людях есть главная наша задача, но то, чтобы тех, которые уже имеются, мы постарались по возможности сделать менее несчастными.

На 12-м Пироговском съезде врачей (май-июнь 1913 г.) вопрос об искусственном выкидыше также вошёл в программу отделения акушерства и женских болезней. Основными докладчиками выступили Л. Г. Личкус (Петербург) "Искусственный преступный выкидыш" и И. В. Грин (Москва) "Социально-правовое положение аборта", также был заслушан Доклад Комиссии по борьбе с искусственными выкидышами Омскому медицинскому Обществу.

Врачи пытались осмыслить такое новое явление, как стремление ограничить число детей. Чаще всего в качестве причин нежелания рожать детей, и, следовательно, причин аборта назывались:

Соответственно предлагались меры борьбы с абортами, такие как повышение экономического благосостояния и культурного уровня населения, «поднятие умственного развития, религиозности и нравственной дисциплины», изменение статуса внебрачных детей, помощь многодетным семьям, широкая организация бесплатной медицинской помощи при родах и др. (фактически меры поощрения материнства), что отразилось на политике в этой области и после октябрьской революции.

Поскольку быстро изменить социально-экономические условия представлялось трудным, участники съезда высказались на легализацию искусственных абортов по медицинским и социальным показаниям. И в резолюции, принятой на отделении акушерства и женских болезней, было указано, что уголовное преследование женщины за искусственный выкидыш и врача, сделавшего его по её просьбе, не должно иметь места.

Применение противозачаточных средств ("неомальтузианство") как мера борьбы с абортами чаще осуждалось. Личкус (основной докладчик по вопросу): "интересы государства – прирост населения. В интересах государства неомальтузианство должно рассматриваться так же, как преступление".

Вопрос "об искусственном выкидыше" вызвал горячую дискуссию на съезде, а потом и в обществе, на страницах печати. Многие поддержали решение съезда врачей, особенно представители левых политических движений.

В защиту исключения аборта из числа преступлений высказалось и большинство участников заседания Русской группы Международного союза криминалистов в 1914 г.

Противники исключения аборта из числа преступлений говорили о том, что плод от зачатия является живым существом, и поэтому аборт - это убийство, что прерывание беременности противоречит христианству, ведет к разнузданности и разрушению основ семьи и народной морали.

Однако наступившая война прервала спор об аборте.

Продолжение (советский период)

к оглавлению
обсудить на ReForum+ ответить письмом посетите сайт нашего спонсора демография россии