Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia статистика факты мнения смертность смертность 2001 (обзор)

Особенности лицензирования и государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции

 

Вступившая в силу 19 января 1999 г. новая редакция (изменения и дополнения от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее новая редакция Федерального закона) существенно изменила порядок лицензирования производства и оборота алкогольной продукции, определила необходимость аккредитации предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией, установила новые требования к оборудованию для ее производства, изменила основания изъятия из незаконного оборота и ограничения в области производства и оборота алкогольной продукции.

Федеральный закон от 8.01.98 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" и постановление Правительства Российской Федерации от 9.07.98 г. N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции" в настоящее время применяются в части, не противоречащей новой редакции Федерального закона.

В настоящее время возникает немало вопросов, связанных с применением Федерального закона, особенностями лицензирования алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, аккредитацией организаций оптовой торговли, порядком изъятия из незаконного оборота и др. Рассмотрим наиболее актуальные из них.
 

Подлежащие лицензированию виды алкогольной продукции

До вступления в силу новой редакции Федерального закона Госналогслужбой России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 727 выдавались лицензии на производство и оборот алкогольной продукции следующих видов: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, вина шампанские, коньяки (бренди), кальвадос, вина виноградные, плодовые, игристые, шипучие, натуральные, специальные и виноматериалы, напитки слабоалкогольные и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5%. При этом лицензионный сбор уплачивался за право производства и оборота алкогольной продукции каждого из указанных видов.

Новая редакция Федерального закона установила три вида алкогольной продукции - этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино. Кроме того, согласно ст.2 названного Федерального закона к спиртным напиткам относится алкогольная продукция, произведенная с использованием этилового спирта из пищевого сырья и не относящаяся к вину или пиву. Таким образом, производя водку, коньяк и ликероводочные изделия, организация-производитель получает одну лицензию на производство спиртных напитков и один раз уплачивает лицензионный сбор.

Что же касается организаций оптовой торговли, то исходя из положений пп.2 и 4 ст.18 новой редакции Федерального закона организации, осуществляющие деятельность в сфере оборота алкогольной продукции, должны иметь единую лицензию на всю алкогольную продукцию без указания ее видов.

Следовательно, предприятия - производители алкогольной продукции должны получать лицензии на три ее вида - питьевой спирт, спиртные напитки и вино, а предприятия, занимающиеся оптовыми поставками алкогольной продукции, получают лицензию на оборот алкогольной продукции без указания ее видов.

Следует отметить, что понятие "оптовая реализация" не используется в новой редакции Федерального закона. Вместо него употребляется понятие "поставка", что соответствует положениям главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Купля-продажа", различающей среди прочих два вида договоров: договор розничной купли-продажи и договор поставки.

Таким образом, организации, осуществляющие оптовые поставки алкогольной продукции, получают лицензии на ее закупку, хранение и поставки.
 

Орган, осуществляющий лицензирование оптовой поставки алкогольной продукции

В соответствии с п.6 ст.18 новой редакции Федерального закона на оборот алкогольной продукции, за исключением ее розничной продажи, выдаются федеральные лицензии. При этом под оборотом алкогольной продукции понимаются ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт) и хранение.

Поскольку данная деятельность (закупка, хранение и поставка) включена в понятие "оборот алкогольной продукции", организациям оптовой торговли следует получать лицензию в лицензирующем федеральном органе исполнительной власти, т.е. в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.
 

Особенности лицензирования структурных подразделений юридического лица

В соответствии с п.4 ст.19 новой редакции Федерального закона действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона предприятия должны получать одну лицензию на каждый лицензируемый вид деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая будет распространять свое действие на деятельность всех входящих в их состав структурных подразделений.

В случае открытия предприятием, имеющим лицензию на производство и оборот алкогольной продукции, нового склада, расположенного на другой территории, предприятие должно представить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии со всеми необходимыми документами по данному складу (заключение органов внутренних дел об оснащенности склада средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, положительные заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии склада санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, требованиям техники безопасности и др.).

После проведения обследования склада лицензирующий орган переоформляет лицензию с указанием в ней в том числе и адреса нового склада. При этом согласно ст.4 Федерального закона N 5-ФЗ предприятие должно уплатить сбор за право осуществления лицензируемой деятельности на новом объекте.
 

Особенности аккредитации

В соответствии со ст.15 новой редакции Федерального закона субъекты Российской Федерации осуществляют аккредитацию организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в едином порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.98 г. N 1493, предусмотрено, что поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории субъекта Российской Федерации осуществляют организации независимо от организационно-правовой формы, имеющие лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию.

Аккредитацию должны проходить организации оптовой торговли, имеющие лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. При этом новая редакция Федерального закона не содержит требования аккредитации организаций - производителей алкогольной продукции.
 

Особенности изъятия из незаконного оборота и дальнейшего использования алкогольной продукции

Изъятие из незаконного оборота, конфискация и дальнейшее использование алкогольной продукции регулируются ст.25 новой редакции Федерального закона. В соответствии с данной статьей конфискованная алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, а также содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежит переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованная алкогольная продукция подлежит уничтожению.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.99 г. N 178 "Об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" также предусматривает переработку на технические цели либо уничтожение конфискованной алкогольной продукции.
 

Договоры мены и расчеты за алкогольную продукцию

В соответствии со ст.26 Федерального закона запрещается заключение договоров мены, если обмениваемым товаром являются этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком случае договоры считаются ничтожными. Кроме того, запрещена закупка алкогольной продукции организациями, не имеющими соответствующих лицензий.

Предприятию-производителю запрещено заключать бартерные сделки в том случае, если одним из обмениваемых товаров будет алкогольная продукция, а также поставлять данную продукцию организациям, не имеющим соответствующих лицензий на ее закупку.

Согласно ст.20 новой редакции Федерального закона в случае поставки алкогольной продукции организациям, не имеющим предусмотренных законом лицензий, лицензия предприятия-поставщика аннулируется в судебном порядке. До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.

Статья 26 данного Федерального закона содержит ограничения в области производства и оборота алкогольной продукции. При этом в соответствии с п.2 данной статьи иные ограничения в этой области могут устанавливаться только Федеральным законом. Таким образом, поскольку ст.26 содержит единственное ограничение расчетов при реализации алкогольной продукции (запрет бартерных сделок), другие неденежные формы расчетов (векселями, взаимозачетами) фактически не запрещены.

Новой редакцией Федерального закона введен запрет аренды основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции.

Т. Ю. Троицкая,
инспектор налоговой службы I ранга

Источник: "Финансовая газета. Региональный выпуск" N 17, апрель 1999 г.


обсудить на ReForum+ ответить письмом спонсоры (см. список или стать) демография россии
Бесплатная раскрутка сайта