Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia статистика факты мнения консультации новости
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 16 от 15.12.2000

Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией

 
 
 

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г. Г., проанализировав данные Госкомстата России по производству и потреблению алкогольных напитков, вина и пива, отмечаю рост потребления населением пива. Указанная тенденция производства и потребления населением слабоалкогольных напитков и пива в целом соответствует концепции, направленной на снижение удельного веса крепких алкогольных напитков, и прежде всего водки.

Вместе с тем сложившаяся ситуация не способствует изменению структуры потребляемых алкогольных напитков в сторону уменьшения использования водки, а, напротив, обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий.

Анализ наркологической ситуации в стране, включая исследования, проведенные в г. Москве в рамках проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам, указывает, что наблюдающийся рост потребления пива происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.

Проводимый Госсанэпидслужбой России мониторинг качества и безопасности пивобезалкогольной продукции указывает на продолжающиеся факты несоблюдения технологических и санитарно-противоэпидемических режимов производства пива и безалкогольных напитков. Так, в течение 1995-1999 гг. удельный вес проб указанной продукции, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, не имеет тенденции к снижению и составлял в среднем 7,0. Несколько лучше микробиологические показатели продукции (6,6 в 1995 г. и 5,5 в 1999 г.), однако и они указывают на недостаточность работы производителей и продавцов по повышению качества и безопасности продукции. Наиболее неблагополучная ситуация отмечается в Республике Северная Осетия, где 24,4 процента из всех исследованных проб пива не отвечали в 1999 году гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в Камчатской области 13,2, Республике Карелия 12,1, Оренбургской области 10,2, Брянской области 10,3, Кемеровской области 9,9, Смоленской области и Республике Мордовия 9,1. В Архангельской области 18,4 процента исследованных Госсанэпидслужбой проб пива не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в Томской области 17,1, Ивановской области 16,1, Нижегородской области 15,1, Кемеровской области 14,0, Челябинской области 14,3.

В ассортименте пивоваренной продукции немалую долю составляют сорта пива с абсолютным содержанием алкоголя более 6%, которые по своим токсикологическим свойствам и характеристикам, а также уровню воздействия на организм человека можно отнести к алкогольным напиткам. Так, предприятием "Норд-Вест" (г. Москва) производится пиво "Корсар" с содержанием алкоголя 12-14%, фирмой "Винап" (г. Новосибирск) пиво "Юбилейное" с содержанием алкоголя более 6%. С превышением нормативных требований вырабатывается пиво "Балтика N 9" (г. Санкт-Петербург), "Золотая бочка выдержанное" (Калужский пивоваренный завод), "Поволжье" (г. Волжск Волгоградской области), "Царское" (фирма "Волга Инвест", г. Нижний Новгород), "Девятый вал" (фирма "Россар Омск").

В то же время производство безалкогольного пива остается на низком уровне.

Разъяснительная работа среди населения по здоровому образу жизни, обучению культуре потребления алкогольных напитков, включая пиво, проводится в недостаточном объеме.

В последнее время в электронных средствах массовой информации усилилась агрессивная, неумеренная, направленная преимущественно на восприимчивую молодежь реклама пива. Учитывая, что отдельные сорта пива содержат в своем составе алкоголь в концентрациях, превышающих установленные нормативными документами уровни, информацию, распространяемую в электронных средствах массовой информации, фактически можно расценивать как нарушение законодательства о запрещении рекламы на телевидении алкогольных напитков.

Росту потребления молодыми людьми алкогольных напитков и пива способствует продажа его в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также отсутствие возрастного ценза на реализацию указанной продукции в торговле.

В целях охраны здоровья населения и руководствуясь статьей 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ и Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ

Постановляю:

1. Предприятиям и организациям, осуществляющим производство пива, обеспечить выпуск продукции в соответствии с СанПиН 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов" по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, другими нормативными документами по содержанию алкоголя.

2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации и регионам на транспорте:

2.1. Проанализировать и доложить полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и главным федеральным инспекторам в субъектах Российской Федерации о складывающейся ситуации и проводимой работе по предупреждению негативных последствий, связанных потреблением населением алкогольных напитков и пива.

2.2. Провести анализ и вынести в I квартале 2001 года на обсуждение межведомственных комиссий по регулированию алкогольного рынка в субъектах Российской Федерации вопросы, связанные с государственным регулированием производства и оборота алкогольной напитков и пива, повышением их качества и безопасности для здоровья населения.

2.3. Довести текст настоящего постановления до всех предприятий и организаций, осуществляющих производство и реализацию пива.

2.4. Потребовать от руководителей предприятий и организаций, осуществляющих производство и оборот пива, разработать и согласовать с учреждениями Госсанэпиднадзора планы по технической модернизации производств, совершенствованию процессов выработки высококачественной продукции, условий ее хранения, транспортировки и реализации.

2.5. До 01.06.2001 года провести анализ всей технической документации на производство пива, прежде всего в части ее соответствия требованиям нормативных документов. О результатах доложить в Департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России к 01.07.2001 г.

2.6. Обеспечить строгий контроль за выполнением предприятиями и организациями, осуществляющими закупку за рубежом, производство, хранение, транспортировку и реализацию пива, требований действующей нормативной и технической документации, а также настоящего постановления.

3. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:

3.1. Проводить совместно с общественными организациями комплекс профилактических мер, направленных на предупреждение негативных последствий употребления алкоголя.

3.2. Активизировать работу по пропаганде здорового образа жизни, несовместимого с алкоголем.

4. Рекомендовать главам администраций субъектов Российской Федерации при разработке и реализации программ социально-экономического развития региона уделять внимание вопросам профилактики негативных последствий, связанных с употреблением населением алкогольных напитков и пива.

5. Просить:

5.1 Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций оказывать содействие специалистам органов управления здравоохранением и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, органов управления образованием в проведении повседневной работы по разъяснению негативных последствий неумеренного потребления пива и других алкогольных напитков, пропаганде здорового образа жизни.

5.2. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации рассмотреть вопрос о соответствии проводимой в средствах массовой информации рекламы пива действующему законодательству.

5.3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при рассмотрении перспективных планов развития пивной индустрии предусмотреть экономические механизмы стимулирования увеличения объемов выпуска пива в бутылках емкостью 0,33 л, а также безалкогольного пива.

5.4. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос:

5.4.1. О комплексном решении проблем усиления государственного регулирования оборота пива, в том числе путем организации сети специализированных торговых точек по его реализации;

5.4.2. О внесении предложения в правительство Российской Федерации по введению ограничений на продажу пива лицам моложе 18 лет, запрещении его продажи в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также введение жестких мер административной ответственности к лицам и организациям, нарушающим эти ограничения.

5.5. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственные стандарты на пиво и слабоалкогольные напитки с целью ужесточения параметров их безопасности и совершенствования терминологии.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
 

Москва 15.12.2000 N 16

вроде бы Касьянову самому пришлось отменять это, или как ?

обсудить на ReForum+ ответить письмом спонсоры (см. список или стать) демография россии
Бесплатная раскрутка сайта