Концепция демографического развития Российской Федерации на
период до 2015 года (далее именуется - Концепция), разработанная на основе
Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции
национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 170), представляет собой систему взглядов,
принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти,
а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся
рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни,
миграции и иных аспектов демографического развития.
I. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
К началу 2001 года численность населения Российской Федерации составила
около 145 млн. человек. С 1993 года естественная убыль населения находится
на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год).
За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов
Российской Федерации. Естественный прирост населения в 2000 году был отмечен
лишь в 15 субъектах Российской Федерации, в число которых входят некоторые
субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной части страны и
на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия.
В 1999 году превышение числа умерших над числом родившихся составило
в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958 тыс. человек. Депопуляция
- устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула
в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти
все этнические группы.
Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 году
родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше,
чем в 1990 году.
Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х годов. Современные
параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений:
в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых
для простого воспроизводства населения.
В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный
коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.
Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением
малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского
и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной
рождаемости.
По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков в 2000
году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной
регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков
привела к тому, что в 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.
Причиной депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность.
В 2000 году рост числа умерших отмечался в 78 субъектах Российской Федерации.
Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется
сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80
процентов составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза
выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного
показателя в развитых странах.
Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от инфекционных
и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания,
системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая
отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств
и самоубийств.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях
ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее
время составляет 65,9 года (в 1992 году - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность
жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении
имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших
в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин.
Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения
ведет к старению общества. В 1998 году в стране впервые было зарегистрировано
людей пенсионного возраста на 110 тыс. больше, чем детей и подростков в
возрасте до 16 лет. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было больше,
чем детей на 1,1 млн. человек. В 41 субъекте Российской Федерации доля
детей и подростков составляет менее пятой части населения.
Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая
распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности
и родов обусловливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100
тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая
на 1000 родившихся).
Негативные явления в демографической и социальной сфере во многом связаны
с ухудшением миграционной ситуации в стране.
В 90-е годы внешняя миграция играла существенную роль, восполняя численность
населения Российской Федерации, равную естественной убыли. Однако в последние
годы устойчивое сокращение иммиграции в Россию из государств - участников
Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы и Эстонии
привело к тому, что в 1995 - 1999 годах миграционный прирост населения
компенсировал естественную убыль населения только на 45 процентов, а в
2000 году - менее чем на четверть.
Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 90-х
годов сокращалась численность населения северных и восточных регионов России.
За 1992-1999 годы районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более
1 млн. человек, или 8,5 процента населения.
Серьезной проблемой с точки зрения национальных интересов Российской
Федерации является эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность
выезжающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс.
человек, то в 1990 году она превысила 100 тыс. человек и в последующие
годы удерживалась на этом уровне.
Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов
специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению.
Так, общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно
коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению.
Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность
21, наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности,
средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по Российской
Федерации.
В сельской местности Центральной России уменьшается численность населения,
при этом увеличивается доля лиц старшего возраста.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения
населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности, а также
старение населения. По прогнозам Государственного комитета Российской Федерации
по статистике, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом
2001 года на 10,4 млн. человек, или на 7,2 процента, и составит 134,4 млн.
человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста,
почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет.
Такое изменение возрастной структуры населения потребует большей эффективности
функционирования учреждений социальной защиты населения, здравоохранения,
соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.
II. Цели и задачи демографического развития
Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация
численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому
росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации являются;
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности
жизни
* увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
* увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;
* улучшение репродуктивного здоровья населения;
* улучшение качества жизни хронически больных и
инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
* создание предпосылок для повышения рождаемости;
* всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;
* создание условий для самореализации молодежи;
* обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
в области миграции и расселения
* регулирование миграционных потоков в целях создания
действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской
Федерации;
* повышение эффективности использования миграционных
потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава
интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
* обеспечение интеграции мигрантов в российское
общество и формирование толерантного к ним отношения.
III. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья
и увеличения продолжительности жизни населения
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
определены следующие приоритеты:
* укрепление здоровья детей и подростков, прежде
всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику
травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией,
а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
* улучшение репродуктивного здоровья населения путем
совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
* улучшение здоровья населения трудоспособного возраста
в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также
за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения,
новообразований и инфекционных болезней;
* сохранение здоровья пожилых людей, для которых
наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических,
эндокринных и инфекционных болезней.
Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация
действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений,
религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа
жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения
при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные
акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе
с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.
Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и
принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма,
при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных
ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль
качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население
на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных
напитков и действенный контроль за их рекламированием.
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие
мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия,
совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов,
психотерапевтов и социальных работников.
В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование
организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания
населению специализированной медицинской помощи, включая использование
высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых
программ.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям,
включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее
развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых
и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы
в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных
(восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а
также больниц и отделений медико-социальной помощи.
В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения
необходимо повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать
стационарозамещающие технологии, а также провести структурно-экономические
преобразования в сети учреждений здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения
реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической
помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя
особое внимание детям и подросткам.
Реализация региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических
заболеваний создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений
и смертности от злокачественных новообразований.
Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней
диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья
населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому
и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий
труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия
на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных
работ по охране труда, а также на внедрение принципов экономической заинтересованности
работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного
травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану
и укрепление здоровья населения. Законодательство должно предусматривать
ответственность работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации
о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых условиях.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными
возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии,
направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала
инвалидов.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий
населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания,
в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается
оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся
в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.
IV. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости
и укрепления семьи
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие
приоритеты:
* формирование системы общественных и личностных
ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
* повышение материального благосостояния, уровня
и качества жизни семьи;
* создание социально-экономических условий, благоприятных
для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия
для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального
образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность
обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
* обеспечение работникам, имеющим детей, условий,
благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных
обязанностей;
* повышение воспитательного потенциала семьи;
* разработка и реализация стратегии развития доступных
форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает
разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке
труда, повышение уровня заработной платы.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо
дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения,
а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей,
в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При
этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться
с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.
Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных
условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование
механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.
V. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения
В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
* привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию,
в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств,
а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
* создание экономических условий для сокращения
эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального
и творческого потенциала Российской Федерации;
* проведение комплекса правовых, организационных
и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в
Российской Федерации;
* совершенствование законодательства, касающегося
защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных
потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской
Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно
полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик,
уровня здоровья, профессиональной квалификации.
Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных
в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе
путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной
основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов,
являющихся высококвалифицированными специалистами.
В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры,
направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы. а также
механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов
Российской Федерации.
VI. Информационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета
населения, итогов предстоящей переписи населения, выборочных обследований
и данных создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации.
Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития
должны играть средства массовой информации.
Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких
тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое
мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных
жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой
семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и
здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных
опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными
заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными
авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах
предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с
использованием образовательных программ.
Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться средствами
массовой информации, федеральными и региональными информационными структурами
органов государственной власти.
VII. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
* объединение усилий государства и общества, направленных
на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического
потенциала Российской Федерации;
* координацию действий органов власти на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической
ситуации в стране;
* разработку и реализацию мероприятий, в том числе
федеральных и региональных целевых программ, направленных на решение основных
задач, сформулированных в Концепции.
источник: Демоскоп