Добро пожаловать: Вы находитесь на сайте demography.narod.ru. Сайт посвящён проф. Д. И. Валентею. Справки и пожелания шлите на адрес: demographer@demography.ru

Кто будет собирать клубнику

| Новости | Форум | Обратная связь | Демографическое общество ЖЖ | Мнения | Статистика | Personalia | Факты | Спартак | Dynamo | Здоровье | ВИЧ/СПИД |

Проблема трудовой миграции:


Демографический спад и европейская иммиграция: постановка проблемы. Часть 2

Полит.ру продолжает публикацию исследования оксфордского демографа, ученицы голландского праволиберального политика, профессора истории Пима Фортейна (убит в 2002 году), эксперта ряда европейских правых партий Маргрет Саттеруэйт (см. часть 1). Написанный по-русски специально для “Полит.ру” текст освещает различные аспекты проблемы демографического спада в европейских странах в контексте проблемы миграции.

Проблема старения населения

Перейдем к следующему вопросу: так что же иммиграция может сделать для населения Европы? Утверждение касательно того, что иммиграция поможет разрешить проблему старения населения, можно сразу и без колебания назвать примером демографического невежества. Сохранение ныне существующих возрастных установок коэффициента демографической нагрузки, то есть установок соотношения объема населения трудоспособного возраста (будь то номинальные границы 15-64 или 20-59) к населению пенсионного возраста (65+ или 60+), потребует крайне высокого уровня иммиграции, приводящего к почти нереальным темпам роста населения, Это ясно видно из получившего печальную славу доклада ООН на тему "Замещающих Миграций" 2001 года, а позже и из докладов независимых демографов. Для сохранения существующих на сегодняшний день в ЕС демографических нагрузок потребуется ежегодная иммиграция такого порядка, которая приведет к росту числа населения ЕС до показателя, равного ожидаемому населению Китая и Индии вместе взятым к 2050 году. Доказательством от противного (reductio ad absurdum) принято считать случай с прогнозом для Республики Кореи: для сохранения ныне имеющегося коэффициента демографической нагрузки этой стране к 2005 году понадобится 6,2 миллиарда иммигрантов (население всего мира в 2002 году). Выражаясь словами профессора Университета Оксфорда Дэвида Коулмана, для того чтобы "спасти" Корею, нам всем придется отправиться туда жить. (D.A. Coleman, 'Replacement Migration', or why everyone's going to have to live in Korea.A fable for our times from the United Nations.2002).

Нужна ли иммиграция, для того чтобы поддержать экономику и улучшить ее перспективы?

Большинство исследований, проводившихся в Канаде и США, пришли к выводу, что иммиграция действительно приносит пользу экономике в целом, однако весьма небольшую. Рост ВВП на человека в результате ее - всего лишь 1%. Но в Великобритании, например, и этот процент затмевается расходами, вызываемыми перенаселением, поскольку плотность населения там в 12 раз выше, чем в США. Таким образом, можно заключить, что вопрос массовой иммиграции является скорее вопросом из области политических и социальных аспектов, раз уж с экономической точки зрения иммиграция играет весьма незначительную роль.

Трудовые ресурсы

Теоретически, поддержание объема трудоспособного населения посредством иммиграции потребует меньшего ее масштаба, чем практически невыполнимая задача поддержания коэффициента демографической нагрузки. Однако в некоторых странах оно все же потребует значительного иммигрантского притока. Например, для поддержания сегодняшнего объема населения Германии потребуется ежегодный приток почти 300,000 человек, что к 2050 году в сумме составит 17 миллионов новых мигрантов. И это не говоря о том, что подобные расчеты являются более чем усредненными: прогностический расчет миграции - задача крайне трудная, иммиграция является процессом, который очень легко стимулировать, очень тяжело остановить, даже когда экономический цикл входит в фазу депрессии (примером того можно считать ситуацию во Франции или Германии в 50-х – 70-х годах прошлого столетия). Как заметил оксфордский демограф Филип Мартин: "Мало что можно назвать столь же постоянным, как временная трудовая миграция".

Также важно помнить тот факт, что большинство иммигрантов, прибывших в Западную Европу за последние десятилетия, приехали сюда не с целью получить работу, и нет никаких причин полагать, что в будущем это изменится. Большинство из них являются супругами или иждивенцами, которых также понадобится поддерживать. Большая часть иммиграции в будущем будет происходить из стран Третьего мира. В Западной Европе излишек населения как таковой отсутствует, хотя огромный процент населения не занят в экономической активности. Низкая рождаемость в Восточной Европе в ближайшие менее чем десять лет радикально снизит объем населения трудоспособного возраста. Массовая иммиграция из стран Третьего мира - единственная остающаяся таким образом альтернатива - принесет в Европу огромное число людей с низким уровнем образования и квалификации, несоответствующим знанием европейских языков, высоким уровнем латентного иждивенчества и (по крайней мере, вначале) высоким уровнем бедности.

В конечном итоге, если Европа желает поддержать объем своего населения в целом - или же трудоспособного населения - на стабильном уровне, ей придется самой начать его выращивать, вместо того чтобы зависеть от притока иммиграции извне. Учитывая недостаточную для воспроизводства фертильность европейского населения, согласно демографической теории, уровень миграции, требующийся для поддержания объема населения на любом стабильном уровне, приведет в конечном итоге к замещению местного населения населением пришлым. Другими словами, любое население, пытающееся поддержать свое количество посредством ввоза населения извне для компенсации невосполняющейся рождаемости, будет раньше или позже вытеснено этим ввозимым населением. Его культура также будет вытеснена, если, конечно, новое пришлое население не пожелает адаптироваться к местным устоям, ценностям и традициям, чего у большинства иммигрантов из стран Третьего мира в Европе на сегодняшний день, мягко говоря, не наблюдается. То есть теория о том, что общество автоматически себя "спасает" просто путем поддержания определенной плотности населения на своей национальной территории с помощью населения совершенно отличного географического и этнического происхождения, - просто нелогична.

Кто будет собирать клубнику?

Также следует поставить под вопрос плюсы массовой иммиграции в том, что касается общих нужд, связанных с рабочей силой. В последние десятилетия изменения в коэффициентах трудовой активности населения (снижающиеся у мужчин, растущие у женщин), продуктивность на человека и возраст вступления и выхода из категории трудоспособного населения в большей мере оказали влияние на трудовые ресурсы, чем изменения вследствие миграций, и такая ситуация остается на сегодняшний день и впредь. Производительность, которая и является ключевым аспектом в этом вопросе, определяется также уровнем квалификации, трудовым законодательством и технологиями.

Чистый приток иммигрантов по линии трудовой миграции представляет собой меняющийся показатель, иногда он может быть даже отрицательным (в некоторые отдельные годы в 1990-е большее число людей покидало Великобританию, чем въезжало по этой линии). В таких странах, как Швейцария и Люксембург, вклад иммигрантов в общие трудовые ресурсы очень велик, в других же он намного скромнее. На сегодняшний день неудовлетворяемая потребность в трудовых ресурсах может появиться лишь в отдельных секторах экономики вследствие структурных ее изменений, например, в секторе информационных технологий. В некоторых странах, как, например, в Соединенном Королевстве, сектор обслуживания, будучи хронически недофинансированным, где не хватает контроля государства за подготовкой собственных кадров, начинают всецело зависеть от импортируемой рабочей силы. Однако здесь следует внимательно изучить потребность в каждом отдельном вопросе, дабы избежать ситуации, сложившейся в Великобритании, когда "разрекламированный" кризис в секторе информационных технологий, требовавший, по утверждению правительства, ввоза сотен тысяч специалистов, оказался настолько краткосрочным, что уже к концу 2002 года самому правительству пришлось вычеркнуть этот параграф из своего списка испытывающих дефицит рабочей силы. И это не единственный пример столь поспешных и необдуманных действий в сфере регулирования трудовых ресурсов в европейских странах.

В некоторых секторах, например, в сельскохозяйственном, всегда существует потребность в сезонной трудовой силе. Нет никаких причин, вследствие которых мы не можем ею воспользоваться. Здесь проблема в организации контроля за прибытием и отъездом сезонных рабочих, а также контроля за тем, чтобы цель приезда соответствовала их истинной деятельности во время пребывания в стране.

Угроза, представляемая сокращением трудоспособного населения, более чем реальна, однако зачастую она все же во многом преувеличена. Во-первых, как уже говорилось, не имеет смысла рассуждать об общей для Европы проблеме в условиях, когда различные европейские страны находятся в столь различной с точки зрения демографии и рынка труда ситуации. Это правда, что в некоторых странах, где наблюдалась крайне низкая рождаемость на протяжении довольно долгого времени, таких как Испания, Италия, Греция, такое сокращение реально в очень недалеком будущем, однако для таких стран, как Норвегия или Нидерланды, эта проблема куда менее актуальна. Да, если рождаемость останется ниже уровня воспроизводства, объем трудоспособного населения начнет в конце концов сокращаться во всех странах, если мы не прибегнем к помощи новых миграций, но за 25 лет очень многое может измениться, чему история не раз давала примеры. Поэтому, при всем внимании и серьезном отношении к аспекту прогнозирования ситуации и ее "профилактики", не стоит воспринимать прогнозы предвидимого сокращения как сокращение, уже происходящее сегодня, - другими словами, не стоит начинать лечить радикальными методами болезнь, которая еще не началась. Это будет сродни тому, чтобы начать принимать тяжелые антибиотики, услышав предупреждение о наступлении эпидемии гриппа, которая еще может вас лично и не затронуть.

Трудовой потенциал Европы

Как отмечалось выше, трудовые ресурсы, как таковые зависят не только от демографических факторов, но и от возрастных границ трудоспособного возраста. Прогнозы Евростата наряду с прогнозами небольшого роста в показателях участия в экономической активности, демонстрируют, что ни одна страна в Европе, за исключением Италии, не стоит перед угрозой снижения фактического объема трудовых ресурсов (лиц, фактически занятых, а не лиц номинально трудоспособного возраста) к 2025 году (Feld 2000). Потенциальные трудовые ресурсы в Европе огромны и могут быть мобилизованы посредством реформ, которые так и так необходимы по ряду других причин. В целом, страны ЕС имеют самые низкие, по сравнению с любым другим ныне существующим экономическим блоком в мире, показатели вовлеченности в экономическую деятельность - менее 64% населения в возрасте от 15 до 64 лет является экономически активным. Этот показатель сильно отличается от страны к стране. В Италии и Испании, например, менее половины всех представителей этой возрастной группы фактически работают.

Если бы, к примеру, весь Евросоюз (на момент присутствия в нем 15 стран-участниц) мог добиться таких высоких показателей трудовой активности, какие были в Дании в 1999 году, то объем занятого населения возрос бы на 35,6 млн человек (11,8 млн мужчин и 23,5 млн женщин), или на 23,2% - примерно на столько же, сколько, согласно предположениям, составит дефицит рабочей силы к 2050 году. Конечно, подобное преобразование можно провести лишь однажды: показатели трудовой активности не могут превысить 100%. Да и препятствия на пути реализации такого гипотетического результата представить себе несложно. Но очевидна потребность в реформировании устаревшего и нежизнеспособного рынка труда, систем здравоохранения и раннего выхода на пенсию в ЕС. Экономический рост в основе своей зависит от постоянного повышения продуктивности и конкурентоспособности. Даже Министерство труда США в 1989 году согласилось с тем, что иммиграция может замедлить подобный прогресс, - мнение, не раз повторявшееся господином Аланом Гринспэном.

В Южной Европе высокие показатели безработицы сочетаются как с самыми низкими показателями экономической активности, так и с высоким уровнем иммиграции и контроля за арендой и сроками пребывания на арендованной жилой площади. Пенсионный возраст очень низкий, непродуктивная бюрократия слишком громоздка, а период студенчества кажется нескончаемым. Здесь та самая "просемейная" культура и гендерное неравенство на рынке труда, вызывающие крайне низкий уровень занятости среди женщин, также приводят и к низкому уровню рождаемости, нанося таким образом вред будущим рабочим ресурсам. Совершенно очевидно, что куда легче впускать новых мигрантов чем ввести в поле активности собственные ресурсы посредством нелегких реформ в области культуры, равно как и законодательства. Однако эти реформы все равно понадобятся, поскольку даже ЕС признает необходимость этого для достижения своей цели превращения в "крупнейший мировой экономический союз".

Изменение возрастных границ трудоспособного возраста

В более длительной перспективе, наиболее оптимальным “решением" проблемы старения населения было бы изменение возрастных границ трудоспособного возраста. Повышение возрастного порога для уходящих на пенсию до 72 или 74 поможет, по сути, полностью сохранить сегодняшний коэффициент демографической нагрузки вплоть до 2050 года (ООН, 2001). На абсолютное "решение" рассчитывать не приходится, поэтому предлагаемые величины можно считать крайним вариантом. Но хотя бы некоторые изменения в этом направлении необходимы и желательны. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет для большинства стран Европы 80 лет, а в возрасте 65 лет она достигает 20 лет. Мы не можем позволить себе проводить большую часть своей жизни, используя нажитый за меньшую ее часть капитал, и одновременно ожидать, что коэффициенты потребления останутся прежними! Большая часть этих "дополнительных" лет являются годами активной жизни. На деле, средний пенсионный возраст у мужчин 60 лет, а не номинальные 65. Поддержать status quo в течение некоторого времени будет возможно посредством возвращения к пенсионному порогу, который мы имели в 1960-х.

Может ли существовать адекватная общеевропейская миграционная политика?

Доклад Еврокомиссии от 2000 года "К вопросу о Иммиграционной Политике Союза", рекомендующий введение общей для всех членов иммиграционной политики, берет за основу тот факт, что демографическая ситуация всех странов-членов ЕС является более или менее идентичной, равно как и проблемы с трудовыми ресурсами и старением населения. Но это не так.

С 1980-х годов в Европе можно наблюдать скорее демографическое разнообразие, нежели постепенную гармонизацию. На наш взгляд, не существует ни потребности, ни возможности для проведения общеевропейской политики в отношении трудовой миграции и для ее преимущества перед той, которая уже индивидуально проводится странами-членами ЕС. Значительные экономические и демографические различия между странами, а также различия между их рынками труда не позволяют так легко представить себе возможность существования общей политики в отношении трудовой миграции. Демографические различия определенно требуют учета в этом отношении. Средняя величина семьи в Европе разнится от 1,2 до 1,9, прогнозы же населения до 2020 году разнятся от четырехмиллионного прироста в Великобритании и Франции до трехмиллионного сокращения в Италии и Германии, а коэффициенты демографической нагрузки, как ожидается, в 2020 году будут разниться от 2,9 (Германия и Италия) до 3,5 (Великобритания и Дания), по сравнению с сегодняшним 4,2.

Продолжение следует.

Ба-лдей Ага комментирует: : _ будем поискать;(

Полезные ссылки:

Сайт открыт 22-08-2000, автор: Ба-лдей Ага
Словарь Яндекс.Лингво
Найти: на
Спартак=Чемрион | Карта сайта | Site Map | ©2003 Ба-лдей Ага = Ba-ldei Aga | Mozilla.ruValid XHTML 1.0 Transitional CSS is cheked by CSS Validation Service Learn more about CSS