Демографическая ситуация в развитых странах глазами их правительств |
|
на главную переписи населения абортыдемографическая политика алконавтикамиграцияголосование опросомобщественное здоровьена археглавнуюсмертностьрождаемость |
Виктория Сакевич :
Секретариат ООН задает вопросы правительствамНа протяжении последней четверти ХХ века Секретариат Организации Объединенных Наций неоднократно проводил опросы правительств всех государств мира - членов ООН об отношении к демографической ситуации в их странах: как правительства оценивают соответствие различных демографических процессов интересам их стран и считают ли они нужным проводить политику, направленную на сохранение или изменение существующего положения дел. Анализ ответов на вопросники ООН, выполненный сотрудником Отдела населения ООН Анатолием ЗУБАНОВЫМ и представленный на организованном этим Отделом совещании экспертов по теме "Ответ политики на старение и сокращение численности населения" (Нью-Йорк, 16-18 октября 2000 года), позволяет судить о главных тенденциях изменения позиций правительств за последние десятилетия. Особое внимание в этом анализе было уделено странам с низкой рождаемостью. Даже в этих странах одни и те же или, во всяком случае, близкие по характеру процессы нередко по-разному оцениваются как общественным мнением, так и государственными институтами. А в зависимости от этих оценок формируется и разное отношение правительств к демографическим реальностям в их странах, их взгляды на то, нужно или не нужно проводить специальную политику, направленную на изменение или сохранение положения в демографической области, на возможные и допустимые меры такой политики. На общем фоне государств с низкой рождаемостью более подробно рассматриваются 8 крупных помышленных стран, в число которых входит и Россия. Остальные семь стран - это Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Южная Корея и Япония. Большинство правительств развитых стран удовлетворены темпами роста своего населенияКак известно, в мире есть страны, где население растет очень быстро, и страны, где, напротив, оно растет медленно, а то и вовсе сокращается. Неудовлетворенность испытывают правительства в обеих группах стран. Во все годы, когда выяснялось их отношение к темпам роста населения, меньше половины ответивших правительств считали положение с ростом населения в их странах удовлетворительным (см. таблицу 1). Таблица 1. Мнения правительств о темпах роста населения, 1974-1999, в процентах от общего числа ответивших стран
Особенно велика доля правительств, не удовлетворенных темпами роста населения, в менее развитых регионах мира. Здесь правительства обеспокоены, в основном, высокими темпами роста населения, и в 1999 году об этом заявили 54% правительств развивающихся стран из 145, ответивших на вопросы Генерального секретаря ООН. Что же касается более развитых стран, то в них беспокойство связано, напротив, со слишком низкими темпами роста, но это беспокойство в 1999 году выразили всего 35% ответивших на вопросы ООН правительств, а в 1993 году их было и вовсе 12,5%, тогда как доля удовлетворенных все время остается довольно высокой. Резкое изменение взглядов на динамику численности населения между 1993 и 1999 годами в развитых регионах обеспечили прежде всего страны Восточной Европы и бывшего СССР. В настоящее время все страны Восточной Европы (кроме Чехии) и две трети стран, бывших недавно республиками СССР, рассматривают темпы роста своего населения как слишком низкие. Показатели в этих странах и в самом деле - среди самых низких, в большинстве случаев там происходит убыль населения. Из остальных же европейских стран только Греция, Португалия и Австрия оценивают темпы роста своего населения как слишком низкие. Если же говорить о восьми крупных промышленных странах, то в 1999 году неудовлетворительными считало темпы роста своего населения только правительство России (см. таблицу 2). Таблица 2. Оценка темпов роста своего населения правительствами 8 развитых стран. 1974-1999
Половина стран с низкой рождаемостью встревоженаВысокие или низкие темпы роста населения обусловлены прежде всего уровнем рождаемости. Неудивительно, что правительства, не удовлетворенные темпами роста населения, выражают озабоченность и уровнем рождаемости в их странах. Но нередко эту озабоченность высказывают и те страны, которые темпами роста удовлетворены. В то же время низкая рождаемость пока вызывает тревогу не везде. В 1999 году 57 стран мира, где проживало 44% мирового населения, имели рождаемость ниже уровня простого воспроизводства населения, но только в 29 из них (51%, чуть больше половины) правительства оценивали рождаемость как слишком низкую. В мире в целом доля правительств, рассматривающих уровень рождаемости в своих странах как слишком низкий, возросла с 11% в 1976 до 17% в 1999 году. За исключением одной страны в Африке (Габон), одной страны в Южной Америке (Уругвай) и семи стран в Азии (Армения, Грузия, Израиль, Казахстан, Кипр, Сингапур и Япония), все остальные страны, считающие, что рождаемость в них слишком низкая, расположены в Европе. Это почти все бывшие "социалистические" страны: Болгария, Белоруссия, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Украина, Эстония, Латвия, Литва, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, но также и Греция, Италия, Португалия, Испания, Австрия, Франция, Германия, Люксембург и Швейцария. На примере 8 крупных стран с низкой рождаемостью, которая к тому же везде имеет тенденцию к дальнейшему снижению, можно видеть, что оценки правительств имеют тенденцию становиться все более тревожными. Если в 1976 году только Франция и Германия оценивали свою рождаемость как слишком низкую, Россия, Великобритания, Италия, США и Япония были удовлетворены ее уровнем, а Южная Корея даже считала свой уровень рождаемости слишком высоким, то в 1999 году уже пять из восьми стран оценивали свою рождаемость как слишком низкую (см. таблицу). Таблица 3. Оценка уровня рождаемости в своих странах правительствами 8 развитых стран, 1976-1999
Иммиграция: большинство стран относятся к ней спокойно, но число считающих ее уровень слишком высоким, растетЕсли страна выражает неудовлетворенность своим уровнем рождаемости, но ее не тревожат низкие темпы роста населения, то можно предположить, что в этой стране существует источник пополнения населения, иной, нежели рождаемость. Таким источником может быть только иммиграция. Иммиграция действительно стала заметным явлением последних десятилетий ХХ века во многих странах и помогла поддерживать темпы роста населения, более высокие, чем позволял установившийся в них уровень рождаемости. Но при этом в развитых странах все время нарастала обеспокоенность объемом иммиграции. В 1976 году 17% правительств развитых стран оценивали уровень иммиграции как очень высокий, в 1999 - уже 27%. Внутри группы стран с низкой рождаемостью 30% (17 стран, в том числе Россия) считали в 1999 году, что уровень иммиграции слишком высок и только 2 страны (Молдавия и Украина) оценивали его как слишком низкий, остальные признавали этот уровень удовлетворительным. Оценка уровня иммиграции в 8 крупных промышленных странах на протяжении последней четверти века менялась довольно значительно. В 1983 году правительства пяти из них, в том числе даже правительство США - классической страны иммиграции, оценили ее текущий уровень как слишком высокий. Россия же тогда считала его удовлетворительным. В 1999 только три из восьми стран: Россия, Германия и Франция - оценили уровень имииграции как слишком высокий. При этом следует отметить, что в России, например, интенсивность иммиграции в конце 90-х годов была в 2,5 раза ниже, чем в начале 80-х, когда правительство считало ее "удовлетворительной". Таблца 4. Оценка уровня иммиграции правительствами 8 развитых стран. 1976-1999
Политика: в развитых странах преобладает позиция невмешательстваВ мире в целом выросло число стран, в которых правительства считают необходимым влиять на темпы роста населения. Но в основном это увеличение произошло за счет развивающихся стран, где правительства все чаще высказываются в пользу снижения темпов демографического роста. Одновременно росло и число стран, ответивших на вопросник ООН, и доля тех из них, в которых правительства считали нужным проводить политику замедления роста населения (см. таблицу 1). Таблица 5. Политика, которую правительств считают нужным проводить в в своих странах в отношении темпов роста населения. 1974-1999, в процентах от общего числа ответивших стран
В развитых же странах с низкими темпами роста населения положение было иным. Здесь явно росло число сторонников невмешательства. Правда, в 90-е годы произошло некоторое увеличение числа стран из более развитых регионов (с 16% в 1993 году до 23% в 1999), которые высказались за политику, направленную на повышение темпов роста населения. Россия и большинство других стран Восточной Европы, Словения, Хорватия, а также Армения и Казахстан провозгласили политику, нацеленную на изменение существующей демографической ситуации, предотвращение уменьшения численности населения. Вместе с тем доля государств, декларирующих необходимость повышения темпов роста населения, меньше доли государств, рассматривающих эти темпы как слишком низкие. Некоторые западные страны в 1990-е годы, в противоположность бывшим социалистическим странам Европы, перешли от политики стимулирования прироста населения к политике невмешательства. Характерен пример Франции, издавна известной активной позицией государства по отношению к демографическим процессам. Заполняя опросники ООН в 1976, 1983 и 1993 годах, ее правительство отвечало, что проводит политику по повышению темпов роста населения и рождаемости, а в 1999 объявило о позиции невмешательства в ситуацию. Среди 8 крупных промышленных стран сейчас только Россия декларирует, как это было и в 70-е, и в 80-е годы (но не в первой половине 90-х), проведение политики, направленной на повышение темпов роста населения (см. таблицу 6). Таблица 6. Политика в отношении темпов роста населения, которую считают нужным проводить правительств 8 развитых стран. 1974-1999
Позиция невмешательства распространяется и на политику развитых стран в отношении рождаемости, а может быть и продиктована именно отказом большинства правительств пытаться повысить уровень рождаемости. Этим ситуация в развитых странах сильно отличается от ситуации в третьем мире, где главная причина беспокойства - высокая рождаемость. В 1999 году за проведение политики, направленной на изменение уровня рождаемости в мире высказались две трети правительств, ответивших на вопросник ООН. Но из них 45% государств хотели снизить рождаемость, 9% - поддержать на существующем уровне и только 13% - повысить. На фоне растущей обеспокоенности низким уровнем рождаемости почти парадоксальным кажется, что число правительств - сторонников политики, направленной на повышение рождаемости, не только не росло, но даже убывало. Это видно, в частности, и на примере крупных промышленных стран. В 1976 году правительство России заявило о необходимости проводить политику, направленную на поддержание существующего уровня рождаемости, правительство Франции рассчитывало с помощью мер политики добиться его повышения, а правительство Южной Кореи - понижения. К 1999 году число правительств, не считавших нужным проводить политику, направленную на изменение уровня рождаемости, увеличилось с 5 до 7, и только правительство России заявило о поддержке политики в пользу роста рождаемости (см. табл. 7). Таблица 7. Политика в отношении уровня рождаемости, которую считают нужным проводить правительств 8 развитых стран. 1974-1999
Декларируемое "невмешательство" большинства западных государств в вопросы рождаемости, отказ от политики воздействия на темпы роста или возрастную структуру населения не означает полного самоустранения государства из области демографической политики. Подчеркивается только отказ от преследования определенных количественных целей (что, возможно, связано с неэффективностью всех прежних попыток достичь таких целей).
Позиция правительства Великобритании, Невмешательство не распространяется на иммиграциюДля стран с низкой рождаемостью иммиграция служит важным источником пополнения населения. Тем не менее все они сохраняют настороженность по отношению к иммиграции. Страны, которые принимали иностранцев на постоянное жительство, проявляют все большую селективность по отношению к иммигрантам, вводя те или иные ограничения. Комиссия Европейского Союза в своем документе 1994 года отметила необходимость ограничения приема иностранцев, обосновывая это экономической ситуацией и положением на рынке труда. В 1999 году из 57 стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства только 3 страны (Россия, Молдавия и Сингапур) сообщили, что имеют политику поощрения иммиграции, 46% (26 стран, среди которых большинство стран Восточной и Северной Европы, США и Канада) проводят политику поддержания существующего уровня иммиграции, 32% (18 стран, среди которых Белоруссия, Словения, Греция, Франция, Германия и др.) проводят политику снижения иммиграции и 18% (10 стран, в частности, Грузия, Хорватия, Нидерланды) не вмешиваются в этот процесс. На примере 8 крупных промышленных стран видно, что, как правило, они предпочитают не расширять легальную иммиграцию, которая сейчас довольно строго контролируется, и противодействовать нелегальной иммиграции. В то же время в 1999 году ни одна страна, за исключением Германии, не ставила задачи снижения количества мигрантов всех видов (см. таблицу). Политика в отношении иммиграции, которую считали нужным проводить правительства 8 развитых стран в 1999 году
Заявления правительств по поводу миграционной политики нельзя понимать слишком буквально. Миграция - предмет острых политических дискуссий, и правительствам, формулирующим свою позицию в отношении иммиграции, всегда приходится оглядываться на общественное мнение. Но в то же время они не могут не учитывать и экономических и демографических реальностей. Значение иммиграции все лучше осознается в связи с процессом старения населения и необходимостью искать источники компенсации убывающих трудовых ресурсов. Так как во многих странах существует оппозиция иммиграции, правительства, отвечая общественным настроениям, пытаются искать решения возникающих проблем, ориентируясь на внутренние ресурсы, в частности, на повышение производительности труда, гибкий рабочий график, повышение возраста выхода на пенсию, поощрение более широкого вовлечения женщин в производство. Тем не менее, они не могут отказаться и от миграционного ресурса и пытаются найти паллиативные решения, расширяя селективную или временную иммиграцию. Так, французское правительство выразило желание увеличить приток квалифицированных мигрантов, особенно в научной, технологической и культурной сферах. Германия и Великобритания хотят увеличить приток студентов. Канцлер Германии Шредер объявил в прошлом году, что правительство намеревается выпустить специальные разрешения на работу в Германии в течение 5 лет для специалистов по компьютерам из Азии и Восточной Европы, несмотря на то, что в Германии более 4 миллионов безработных. Правительство Италии при уровне безработицы 11% тоже надеется увеличить квоты для иммигрантов. Великобритания собирается возобновить экономическую миграцию впервые после 1971 года, но только специалистов и на временной основе. Менялась и продолжает меняться миграционная политика таких традиционных стран иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США. Она также становится более селективной, базирующейся на экономических потребностях и условиях принимающей страны. Приоритет отдается квалифицированным, образованным мигрантам. Даже в случае миграции с целью воссоединения семей важным фактором считается трудоспособность претендента на переселение. В то же время большинство правительств озабочены проблемами интеграции иммигрантов и считают нужным проводить специальную политику в этой области.
: _ ответ на вопрос анкеты ООН может не совпадать с realpolitik;( |
Полезные ссылки: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт открыт 22-08-2000, автор: Ба-лдей Ага |