Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
смертность
смертность 2001 (обзор)

Пресс-конференция Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации,

Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г. Г. Онищенко

 

Протокол N1

Совещания руководителей Центров по профилактике и борьбе со СПИД и руководителей отделений эпидемиологии Центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации по вопросам профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации 

17-18.10.2000 

г.Орел

Председательствовал: Онищенко Г. Г. - Первый заместитель Министра здравоохранения, главный государственный санитарный врач Российской Федерации 

В совещании приняли участие: 
 

  • Мерцалов А. А.- Главный федеральный инспектор по Орловской области 
  • Широков М. В. - Начальник управления здравоохранения Орловской области 
  • Одинцов Ю. А. -Главный государственный санитарный врач по Орловской области 
  • Голиусов А. Т. - Начальник отдела профилактики ВИЧ/СПИД Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России 
  • Покровский В. В. - Руководитель Российского федерального научно-методического центра СПИД, академик РАМН 
  • Бобков А. Ф. - НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского РАМН 
  • Воробьева М. С. - ГИСК им. Л. М. Тарасевича
Присутствовали: 
  • Руководители Центров по профилактике и борьбе со СПИД: - федеральных округов - 6 чел., территорий - 82 чел., городов - 8 чел.
  • Заместители главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации - 4 чел.
  • Руководители структурных подразделений эпидемиологического профиля ЦГСЭН в субъектах российской Федерации и Центров по профилактике и борьбе со СПИД - 69 чел.
  • Представители неправительственных организаций - 12 чел. 
  • Представители организаций и предприятий - производителей диагностических тест-систем, лабораторного оборудования и препаратов для антиретровирусной терапии - 52 чел.
  • Сотрудники отдела профилактики ВИЧ/СПИД Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России и Российского федерального научно-методического центра СПИД - 6 чел. 

О деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Дальнего Востока и Восточной Сибири по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 

Совершенствование организационной структуры и активизация деятельности учреждений здравоохранения по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации 

 
(Онищенко, Покровский, Молотилов, Родина, Ладная, Дементьева, Смольская, Струин, Султанов, Нурсаянова, Ипаткин, Воронин, Тарасов, Голиусов, Юрин, Кошкарова, Буравцова, Бобков, Воробьева, Беляева, Саухат, Носов, Богач, Рахманова, Перышкина, Робинсон, Волкова, Петунин, Мошкович, Попков, Чернов, Кулагин, Покровский, Голиусов) 

1. Отметить, что в ходе обсуждения актуальных вопросов совершенствования организационной структуры и активизации деятельности учреждений здравоохранения по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, выявлены и детально проработаны первоочередные проблемы, которые необходимо решить на федеральном и региональном уровнях в целях обеспечения эффективного противодействия распространению ВИЧ-инфекции в стране. 

В течение 10 лет Россия относилась к числу стран с низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции, в период с 1987 (регистрация первого случая в России) по 1996 год в стране было зарегистрировано всего 1062 случая, из них более чем в 90% заражение происходило половым путем. 

Новый этап эпидемии ВИЧ/СПИДа в России начался в середине 1996 года, когда возникла вспышка ВИЧ-инфекции среди внутривенных потребителей наркотиков в г.Калининграде и ряде других городов (Тверь, Новороссийск, Саратов, Нижний Новгород). В 1997 г. было выявлено ВИЧ-инфицированных в 2, 8 раза больше, чем в 1996 г. В 1998 г. наблюдалась относительная стабилизация эпидемиологической обстановки, число вновь выявленных случаев снизилось на 18% по сравнению с предыдущим годом. 

В 1999 году вновь произошел резкий подъем заболеваемости за счет интенсивного вовлечения в эпидпроцесс населения Москвы, Московской и Иркутской областей, на которые пришлось более 70% всех вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции. 

В результате общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в Российской Федерации резко увеличилось, достигнув 26 000 в конце 1999 года. 

Всего за 1999г. было зарегистрировано 15652 ВИЧ-инфицированных граждан России, что в 4,6 раза больше чем в предыдущем году ( 3947) и в 1,7 раза больше чем за 1987-1998 годы. 

В текущем году отмечается продолжение быстрого роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией и распространение ее на ряд новых территорий - Самарская, Ульяновская, Тюменская, Пермская, Оренбургская области, Ханты-Мансийский АО. 

Только за 9 месяцев текущего года года выявлено 33080 новых случаев ВИЧ-инфекции. 

При этом практически на всех территориях до 90 % вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков. 

Среди вновь выявляемых ВИЧ-инфицированных 75% составляют молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет. Зарегистрировано более десятка случаев, когда ВИЧ-инфекцией при инъекционном использовании наркотиков заражаются дети, которым еще не исполнилось и 14 лет. 

Эти данные неопровержимо свидетельствуют о том, что развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в России в основном поддерживается за счет резко обострившейся проблемы наркомании. По подсчетам экспертов в настоящее время от 2 до 3 млн. лиц потребляют наркотические препараты и психотропные средства. Специальные целенаправленные исследования, проведенные на модели вирусных гепатитов В и С в различных территориях, четко показали ведущую роль потребителей инъекционных наркотиков в распространении ВИЧ-инфекции. Так, в ходе исследований у 45-50% потребителей наркотиков были обнаружены маркеры вирусных гепатитов В и С. На ряде территорий, в том числе в Москве, Московской и Иркутской областях, где последние годы регистрировались высокие цифры заболеваемости вирусными гепатитами среди молодежи, эпидемия ВИЧ-инфекции получила бурное развитие. 

За относительно короткое время незаконный оборот наркотиков приобрел в России широкий размах. По оценкам экспертов только в Москве и Санкт-Петербурге оборот наркотиков составил в 1996 г. 90 млн. долларов, а по стране 1, 5 млрд. долларов. Норма прибыли при продаже наркотиков составляет от 300 до 2000 %. 

За последние 4 года в России было выявлено более 300 лабораторий по производству синтетических наркотиков. 

Комплекс социальных причин, таких как нежелание заниматься проблемами воспитания и просвещения молодежи, организацией досуга, сохранения возможности бесплатного образования и гарантии трудоустройства, снижения роли семьи, активное навязывание моды на употребление наркотиков в молодежной среде и их широкая доступность достигли критической массы и спровоцировали взрыв социально обусловленных болезней: наркомании, ВИЧ-инфекции, венерических болезней, поразивших в первую очередь молодежь. 

Частое состояние абстиненции у потребителей наркотиков, сужение круга их жизненных интересов к тому, чтобы добыть наркотик и быстрее его использовать, приводит к постоянному нарушению ими элементарных правил противоэпидемической безопасности при приготовлении и введении наркотиков. Зависимость от наркотика и постоянная необходимость получения средств для его приобретения заставляет наркоманов, в первую очередь женщин, заниматься проституцией, что способствует распространению ВИЧ-инфекции уже половым путем среди всех групп населения. 

Также необходимо отметить, что употребление ряда наиболее распространенных в молодежной среде наркотиков стимулирует половую активность и снимает морально-этические ограничения, это приводит к резкому увеличению количество половых контактов и активизации распространения ВИЧ-инфекции половым путем. 

Начиная с 1999 года, идет активизация полового пути заражения, чему способствуют множественные сексуальные связи, ставшие нормой поведения молодежи. 

По результатам проведенных в 1999 году в 12 субъектах Российской Федерации исследований молодежь начинает половую жизнь с 14-15 лет, при этом у 30-40% молодых людей партнеры меняются "каждую дискотеку", например в сельских районах, где возможности организованного досуга крайне ограничены, либо в среднем каждые 3-4 месяца в крупных городах. 

Быстро возрастает доля женщин среди ВИЧ-инфицированных. В настоящее время среди впервые выявляемых случаев заражения ВИЧ соотношение между мужчинами и женщинами составляет 2:1, в то время как в прошлые годы оно составляло 4:1. Около 90% зараженных ВИЧ женщин находятся в детородном возрасте, что влечет за собой проблему распространения ВИЧ-инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов. От ВИЧ-инфицированных матерей родился 381 ребенок, в основном эти матери являются потребителями наркотиков внутривенно. Очень часто они оставляют своих детей в родовспомогательных учреждениях. Родившиеся дети помимо ВИЧ-инфекции, как правило, имеют наркозависимость, что резко усложняет лечение и уход за ними. 

Несмотря на объективные и субъективные трудности: экономический спад, сложную социально-политическую ситуацию, структурные перестройки, отсутствие реальной помощи и поддержки со стороны других министерств и ведомств, органами и учреждениями здравоохранения была проделана значительная работа и достигнуты определенные успехи в деле профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД. 

Создана законодательная и нормативная база в области борьбы с ВИЧ/СПИД. К ней в первую очередь относится принятый в 1995 году Федеральный Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Этот закон определил основу государственной политики в области борьбы с этой инфекцией, государственные гарантии доступности диагностики, лечения и профилактики, а также меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных и их семей. Аналогичные законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что в Республике Саха-Якутия, Краснодарском крае, Калининградской и Нижегородской областях принятые законодательные акты противоречат Федеральном закону по некоторым аспектам, т.к. предусматривают широкое принудительное обследование на ВИЧ и введение различных, необоснованных запретительных мер. 

Разработаны и внедрены основные принципы эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, что обеспечивает возможность контроля за развитием эпидемического процесса в стране. 

Россия одна из немногих стран организовала и проводит выявление и учет не только больных СПИДом, но и ВИЧ-инфицированных. 

Это дает возможность на более раннем этапе оказывать инфицированному медицинскую и социальную помощь, одновременно в ходе индивидуальной работы с ним проводить профилактические мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения инфекции. Раннее выявление, диспансеризация, лечение и обеспечение психологической и социальной поддержки ВИЧ-инфицированных позволяют продлевать их жизнь, трудоспособность и социальную активность. Так, средняя продолжительность жизни больных СПИД в России составляет 5-7 лет, в то время как в большинстве стран затронутых эпидемией она составляет от 1 до 3 лет. 

Всемирная организация здравоохранения в октябре 1997г. признала Российскую систему эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией наиболее эффективной. 

Система эпидемиологического надзора включает также контроль безопасности донорской крови, путем тестирования каждой кроводачи, включая абортную кровь и фетальные ткани. Несмотря на то, что за последние три года в стране было зарегистрировано 6 случаев заражения ВИЧ-инфекцией связанных с переливанием компонентов крови и 1 с трансплантацией органов, эта система позволила пресечь в максимально короткие сроки дальнейшее распространение инфекции и не допустить массовых заражений, которые имели место во Франции, Германии и Японии. 

Благодаря научным исследованиям, проводившимся в институтах Минздрава России, РАМН и РАН разработаны отечественные препараты для диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, не менее эффективные, но значительно более дешевые по сравнению с зарубежными аналогами. Новый, оригинальный препарат фосфазид, запатентованн в ряде развитых странах; созданы более 20 видов тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции, большинство из которых не уступают импортным аналогам. 

В системе эпиднадзора впервые стали использовать методы молекулярной эпидемиологии, создана отечественная коллекция штаммов ВИЧ. 

В последние время, учитывая развитие эпидемической обстановки особое внимание уделяется группам повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией и в первую очередь потребителям внутривенных наркотиков. 

В этих целях только в 1999 году при финансовой поддержке Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД и международной неправительственной организации "Врачи без границ" были организованы и проведены 16 учебных семинаров по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. Свыше 300 специалистов из Центров СПИД, наркологических диспансеров и неправительственных учреждений обучено новым методикам организации профилактики ВИЧ-инфекции в среде потребителей инъекционных наркотиков. В короткие сроки обученными специалистами при участии различных структур здравоохранения, МВД, пограничной и таможенной служб была проведена оценка ситуации с наркоманией в 50 регионах. 

Проведенные исследования позволили с большой вероятностью установить количество потребителей наркотиков на территориях, детально изучить особенности потребления наркотиков в различных регионах страны и особенности эпидпроцесса ВИЧ-инфекции в этой среде. Полученные материалы были направлены руководителям субъектов Российской Федерации. 

На местах были разработаны программы по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей наркотиков, подготовлены заявки для участия в конкурсе с целью получения грантов международных организаций для реализации программы. В 24-х территориях, в том числе Волгограде, Ростове, Новороссийске, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Калининграде такие программы приступили к рабте. 

Выпущены видеоклипы, плакаты, буклеты по профилактике ВИЧ-инфекции для молодежи, проведены маркетинговые исследования доступности презервативов для молодежи и выпущены специальные наборы презервативов для молодежи по низкой цене. 

Минздравом России за последние три года разработано 11 организационно распорядительных документов по различным аспектам борьбы с ВИЧ/СПИД, включая постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которым определены дополнительные меры по профилактике этой инфекции. 

1. Вместе с тем анализ проведенной за прошедший период работы по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией, выявил ряд проблем и неотложных задач, требующих решения:
 
1.1. Необходимо обеспечить выполнение в полном обьеме Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30 марта 1999) и "Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе" в части активного привлечения Центров госсанэпиднадзора всех уровней к работе по профилактике ВИЧ-инфекции, информированию населения о средствах и методах предупреждения заражения ВИЧ, гигиеническому воспитанию населения. 

В этих целях Центры госсанэпиднадзора, в полной мере обладающие надзорными функциями, должны активнее и шире осуществлять координацию мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией, чаще выносить на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вопросы по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, принимать непосредственное участие в проектах по снижению вреда среди потребителей наркотиков, которые успешно осуществляются в 50 территориях. 

Необходимо исключить дискредитирующую госсанэпиднадзор практику, когда проблему борьбы с распространением ВИЧ пытаются решить попытками изоляции инфицированных, проведением необоснованных массовых обследований различных групп населения, запугиванием населения неподтверждающимися прогнозами о развитии эпидемии. 

1.2. Требует совершенствования организационная структура и практическая деятельность всех учреждений здравоохранения по профилактике и борьбе со СПИД. В первую очередь это касается учреждений службы СПИД и системы госсанэпиднадзора. 

Проведенный анализ, показал что большинство из них ориентированы на чисто медицинские аспекты проблемы, а также учет и отчетность о заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Профилактические мероприятия, как правило, составляют менее половины от проводимой ими работы. В ряде случаев Центры госсанэпиднадзора полностью переложили всю работу по обследованию очагов ВИЧ-инфекции, включая нозокомиальные, на Центры по профилактике и борьбе со СПИД. Нередко проведение эпидемиологического расследования сопровождается разглашение врачебной тайны диагноза. 

Все это приводит к тому, что эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией проводится на низком уровне, а профилактические мероприятия осуществляются в недостаточном объеме 

Неудовлетворительно налажено взаимодействие с наркологической и дерматовенерологической службами, органами образования, внутренних дел и юстиции в целях усиления борьбы с распространением наркомании, проведения просветительной работы среди различных групп населения о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся преимущественно половым путем. 

Необходима переориентация деятельности Центров СПИДа и Центров госсанэпиднадзора на усиление и расширение профилактических мероприятий в первую очередь среди молодежи и особенно таких наиболее уязвимых групп, как потребители внутривенных наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату. В соответствии с "Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе" (постановление Правительства России от 24.06.2000 №554) и распорядительными документами Минздрава России эта работа входит в прямые обязанности как Центров СПИДа, так и Центров госсанэпиднадзора и Минздрав России будет предпринимать все необходимые меры для ее усиления и активизации. 

С этой целью будут усиливаться вертикальные структуры по профилактике и борьбе со СПИД, на региональном и федеральном уровнях. Приказом Минздрава России № 312 от 07.08 2000 проведена реорганизация региональных и федерального центров СПИДа. Определены их основные задачи и функции, расширяется их самостоятельность и укрепляется материальная база. 

Учитывая то, что окружные Центры по профилактике и борьбе со СПИД располагаются на базах НИИ эпидемиологического профиля, будет возрастать их роль, как организационно-методических центров по организации мероприятий по борьбе с ВИЧ/СПИД в регионе, а также решению вопросов взаимодействия и координации профилактической работы Центров СПИД и Центров госсанэпиднадзора в территориях. В настоящее время в большинстве Центров госсанэпиднадзора городского и районного звена, сложилась крайне неблагоприятная кадровая ситуация в подразделениях эпидемиологического профиля, которая усугубляется продолжающимся оттоком квалифицированных специалистов, в связи с неравенством в заработной плате с работниками отделений санитарного профиля. 

1.3. Третьей задачей является оптимизация сил и средств направляемых на осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД. 

Централизованная поставка тест-систем, для диагностики ВИЧ-инфекции по заявкам территорий, не подтвержденных необходимыми обоснованиями, приводит к нерациональному их использованию. 

Количество обследованных в год лиц сохраняется на уровне 20 миллионов в год или 13 % от населения страны, причем удельный вес обследованных колеблется от 3,6% в Республике Мари-Эл до 30,4% в Новгородской области. 

Во многих регионах в нарушение Федерального Закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека", население фактически принуждается к обследованию на ВИЧ. В ряде регионов (республики Северная Осетия-Алания, Татарстан, Саха (Якутия), Московская, Новгородская, Нижегородская, Владимирская области, города Москва и С.Петербург) широко используется практика, когда обследование на ВИЧ является обязательным условием для любой госпитализации в стационар, обследуются выезжающие за рубеж, моряки и рыбаки (Мурманская и Камчатская обл.), дети при оформлении в дом ребенка, выезжающие на учебу в ВУЗы (Владимирская обл.), при оформлении в дом престарелых (Амурская обл.) В Республике Хакасии обследуются учащиеся школ и ПТУ, работники аэропорта, в Тыве - коммерсанты, мигрирующие по стране, в Тюменской области-лица, направляющиеся на санаторно-курортное лечение и т.п. 

Более того, имеют место случаи (Республика Чувашия, Свердловская, Амурская области), когда центры госсанэпиднадзора требуют проведения обследования на ВИЧ работников различных профессий, лиц, находившихся в бытовых и медицинских контактах с ВИЧ-инфицированными. 

Назрела необходимость пресечения подобной практики, используя различные механизмы, от введения "защиты заявок" до применения мер административного воздействия к тем, кто не обеспечивает неукоснительное исполнение и федеральных законов и распорядительных документов Минздрава России. 

В целях улучшения качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и снижения затрат на лабораторные исследования по верификации положительных результатов исследования крови на антитела к ВИЧ готовится упрощение схемы проведения арбитража и верификации скрининговых исследований, отмена обязательного использования дорогостоящего блота, в тех случаях когда результаты при перестановках в ИФА дают несомненные положительные результаты. 

1.4. Остается актуальной проблема обеспечения безопасности медицинских манипуляций и донорства. Ежегодно имеют место случаи заражения пациентов при переливании крови или ее компонентов. Чаще всего это становится возможным в результате несоблюдения требований по инфекционной безопасности крови, санитарно-противоэпимического режима и неудовлетворительного исполнения своих обязанностей медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений. 

Известны случаи, когда потребители наркотиков, пытаясь заработать деньги на наркотик, становятся донорами. Так, в 1998 году трем реципиентам была перелита кровь от донора-наркопотребителя, сдавшего кровь в "серонегативном окне". В этом году в Областной клинической больнице г. Екатеринбурга имел место случай пересадки почки от погибшего ВИЧ-инфицированного наркомана здоровому человеку, который получил свою оценку в приказе Минздрава России (от 07.09.2000 №336). 

Эти случаи показывают необходимость усиления контроля за безопасностью донорской крови и медицинских парентеральных вмешательств в целях пресечения нозокамиального пути передачи ВИЧ-инфекции. До настоящего времени нет единого документа четко определяющего последовательность и регламент процендур по обеспечению инфекционной безопасности крови, органов и тканей. 

1.5. Требует внимания вопрос обучения, подготовки и контроля знаний медицинского персонала ЛПУ по вопросам связанным с ВИЧ-инфекцией/СПИДом. Исследования, проведенные в 12 субъектах Российской Федерации, показали, что зачастую медицинские работники, не работающие непосредственно с ВИЧ-инфицированными, испытывают по отношению к ним чувство страха и неприязни, что затрудняет оказание ВИЧ-инфицированным специализированной медицинской помощи. В ряде случаев, в регионах, где количество ВИЧ-инфицированных невелико, проблема ВИЧ-инфекции рассматривается медицинскими работниками, включая руководителей ЛПУ, как отвлеченное понятие, что зачастую приводит к пренебрежению мерами безопасности, как для пациентов так и для работников этих ЛПУ. 

1.6. Назрела необходимость пересмотра ряда действующих и издание новых распорядительных и инструктивных документов, регламентирующих вопросы диагностики, лечения, профилактики ВИЧ/СПИД, проведения эпидемиологического расследования, организации обслуживания ВИЧ-инфицированных в стационарах, порядка обследования на ВИЧ беременных женщин и обучения консультированию врачей женских консультаций. Требует проработки вопрос о включении консультирования в категорию обязательного медицинского страхования. Необходимо рассмотреть вопрос о лицензировании деятельности неправительственных организаций, занимающихся вопросами ВИЧ/СПИД и в первую очередь тех, которые внедряют различные обучающие программы. 

1.7. Одной из актуальных проблем стала ранняя диагностика ВИЧ-инфекции у детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных женщин. Действующие методики вынуждают осуществлять наблюдения за ребенком в течении 2,5 лет, что негативно сказывается на развитии ребенка, его социальном статусе, приводит к значительным материальным затратам. Внедрение новых методик и дооснащение Центров по профилактике и борьбе со СПИД современным оборудованием позволит сократить период наблюдения до 6 месяцев. 

1.8. Изменившаяся эпидемическая обстановка требует разработки и внедрения новой, отвечающей современным условиям Федеральной целевой программы по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, которая бы учитывала произошедшие изменения и более точно ориентировалась на потребности сегодняшней ситуации. 

В настоящее время Минздравом России в тесном сотрудничестве с другими министерствами и ведомствами, регионами России, международными и неправительственными организациями проводится разработка проекта такой программы. Планируется завершить его разработку и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации в 1 квартале 2001 года. Необходимо более широко и комплексно привлекать к ее разработке региональный кадровый потенциал и опыт. 

2. Отметить, что в нарушение указания Минздрава России от 07.09.2000 № 985-У руководители эпидемиологических отделений Центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации: Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Республике Тыва, Республике Хакассия, Чеченской Республике, Чувашской Республике, Еврейской Автономной области, Чукотском Автономном округе, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском, Хабаровском Краях, Амурской, Белгородской, Камчатской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Ленинградской, Магаданской, Новгородской, Омской, Пензенской, Сахалинской, Тамбовской, Тюменской, Ульяновской и Читинской областях не приняли участия в настоящем Всероссийском совещании, что свидетельствует о недопонимании Главными государственными санитарными врачами по указанным выше субъектам Российской Федерации всей важности и остроты сложившейся в стране эпидемической ситуации по ВИЧ/СПИД. 

3. Главным врачам ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 настоящего протокола, представить до 1.12.2000 в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России объяснения о причинах не выполнения ими указания Минздрава России от 07.09.2000 № 985-У "О проведении совещания по вопросам профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации". 

4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным врачам ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации: 

4.1. Совместно провести анализ организации и выполнения работы по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на обеспечение действующего законодательства по вопросам ВИЧ/СПИД, информирование молодежи о средствах и методах профилактики ВИЧ-инфекции, обеспечение инфекционной безопасности донорской крови, органов и тканей, обучение медицинских кадров, обеспечение доступности диагностики и лечения ВИЧ-инфекции. Результаты обсудить на санитарно-противоэпидемических комиссиях. 

4.2. Подготовить и направить в адрес Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России до конца текущего года предложения по: 

- внесению изменений в действующий порядок учета и регистрации случаев ВИЧ-инфекции, подаче экстренных извещений и формам статистического учета. 

- внесению изменений в законодательную базу по ВИЧ/СПИД в части правового обеспечения безопасности медицинских работников, регламентации профессиональной деятельности ВИЧ-инфицированных, осуществления доступности диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, обеспечении соблюдения тайны диагноза 

- формам учета и статистической отчетности случаев ВИЧ-инфекции/ СПИДа 

- пересмотру действующих и изданию новых распорядительных и инструктивных документов, регламентирующих вопросы диагностики, лечения, профилактики ВИЧ/СПИД, проведения эпидемиологического расследования, организации обслуживания ВИЧ-инфицированных в стационарах, порядка обследования на ВИЧ беременных женщин и обучения консультированию врачей женских консультаций 

4.3. Принять меры к сокращению необоснованных обследований на ВИЧ-инфекцию и обследуемых контингентов. О результатах доложить в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России к 31.12.2000. 

4.4. Обеспечить внедрение в практику новых методов оценки эпидемической ситуации и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции (дозорный эпиднадзор) 

5.1. Обеспечить укрепление кадрового состава и материально-технического обеспечения эпидемиологических подразделений ЦГСЭН 
5. Главным врачам ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации: 

5.2. Принять неотложные меры по повышению оплаты труда сотрудников эпидемиологических подразделений ЦГСЭН до уровня подразделений санитарного профиля и в срок до 31.03.2001 доложить о результатах . 

5.3. Провести совещания с руководителями учреждений госсанэпидслужбы территорий на которых проанализировать их деятельность по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией, разработать планы мероприятий, направленных на активизацию и расширение работы по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции 

5.4. Активнее и шире осуществлять координацию мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией, чаще выносить на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вопросы по противодействию распространения ВИЧ-инфекции 

5.5. Обеспечить участие ЦГСЭН в программах по снижению вреда от применения наркотиков и проектах по работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией. 

5.6. Ужесточить контроль за безопасностью донорской крови и медицинских парентеральных вмешательств в целях пресечения нозокамиального пути передачи ВИЧ-инфекции 

6. Признать положительной работу Северо-Западного Окружного Центра по профилактике и борьбе со СПИД Минздрава России по освоению и внедрению новых методов эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией и рекомендовать распространение этого опыта в других федеральных округах 

7. Главным врачам центров по профилактике и борьбы со СПИДом (далее Центры СПИД) 

7.1. Принять меры к налаживанию взаимодействия с наркологическими и дерматовенерологическими диспансерами, органами образования, внутренних дел и юстиции в целях усиления борьбы с распространением наркомании, проведения просветительной работы среди различных групп населения о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся преимущественно половым путем. 

7.2. Обеспечить расширение доли профилактических мероприятий в общем объеме работы центров, уделив внимание первую очередь работе среди молодежи и особенно таких наиболее уязвимых групп, как потребители внутривенных наркотиков и лица, оказывающие сексуальные услуги за плату. 

7.3. Организовать обучение, подготовку и контроль знаний медицинского персонала ЛПУ по вопросам связанным с ВИЧ-инфекцией/СПИДом, обратив особое внимание на профилактику нозокомиального пути передачи и обеспечение безопасности медицинских работников. 

7.4. Принять меры по обучению врачей женских консультаций методам работы с пациентами по обеспечению полного охвата всех беременных женщин ранней диагностикой на ВИЧ и организации антиретровирусной терапии для ВИЧ-инфицированных беременных в целях профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку в до и послеродовый период. 

8. Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России 

8.1. Разработать до 31.01.2001 положение о взаимодействии ЦГСЭН, Центров СПИД, наркологических и дерматовенерологических диспансеров и Центров медицинской профилактики в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в стране, включив в него в виде отдельного раздела вопросы по организации и проведению эпидемиологического расследования при ВИЧ-инфекции 

8.2.Принять непосредственное участие в подготовке проекта Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2002-2007гг. 

8.3. Подготовить предложения по организации лицензирования деятельности общественных и неправительственных организаций занимающихся образовательной, просветительской и профилактической работой по вопросам ВИЧ-инфекции и ЗППП и направить их в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России в первом квартале 2001 год. 

9. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России 

9.1. Создать рабочую группу по пересмотру действующих и изданию новых распорядительных и инструктивных документов, регламентирующих вопросы диагностики, лечения, профилактики ВИЧ/СПИД, проведения эпидемиологического расследования, организации обслуживания ВИЧ-инфицированных в стационарах, порядка обследования на ВИЧ беременных женщин и обучения консультированию врачей женских консультаций, включив в нее специалистов из ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации 

9.2. Принять меры по обеспечению в рамках федеральной целевой программы "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001 год Центров СПИД лабораторным оборудованием для определения вирусной нагрузки и осуществления ранней диагностики ВИЧ-инфекции у детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных женщин 

9.3. Включить в проект Федеральной целевой программы "АнтиВИЧ/СПИД" на 2002-2007 годы разделы научных исследований и капитальных затрат. 

9.4. Совместно с Минобразования России проработать вопрос о создании на базе опыта территориальных и региональных Центров СПИД (Татарстан, Алтайский Край, Пермская обл.) новых обучающих программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди учащихся школ и средних специальных учебных заведений 

9.5. Обеспечить внедрение опыта по проведению методики дозорного эпиднадзора на территориях, где отмечается наиболее интенсивный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией 

9.6. Подготовить информационное письмо, разъясняющее порядок проведения обследования доноров крови, органов и тканей с помощью быстрых простых тестов на антитела к ВИЧ и вирусным гепатитам 

9.7. Совместно с UNAIDS и неправительственной организацией "СПИД-инфосвязь" организовать и провести в первом квартале 2001 года учебный семинар по разработке специальных проектов профилактики ВИЧ/СПИД в группах риска и поиску источников их финансирования для специалистов ЦГСЭН. 

10. Отметить недостаточную работу Российского федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД по организации и координации деятельности Центров по профилактике и борьбе со СПИД и ЦГСЭН, разработке и внедрения новых методов диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции 

11. Российскому федеральному научно-методическому центру по профилактике и борьбе со СПИД Минздрава России 

11.1. Доработать и представить в Департамент госсанэпиднадзора до конца текущего года проект документа регламентирующего организацию и проведение комплексной специфической терапии при ВИЧ-инфекции/СПИДе 

11.2. Разработать и представить на утверждение в Минздрав России в первом квартале 2001 года методику по проведению ранней достоверной диагностики ВИЧ инфекции у детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных женщин 

11.3. Подготовить инструкцию по упрощению схемы арбитража при постановке окончательного лабораторного диагноза о наличии или отсутствии в крови пациента антител к ВИЧ 

11.4. Разработать до 31.03.2001 проект распорядительного документа Минздрава России регламентирующий порядок и последовательность мероприятий, обеспечивающих максимальную инфекционную безопасность донорской крови, органов и тканей 

11.5. Подготовить предложения по созданию нормативов по работе, хранению и утилизации сывороток содержащих ВИЧ. 

12. Признать целесообразным, провести в первом полугодии 2001 года Всероссийской конференции по вопросам ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитов 
 
 

Первый заместитель Министра,

Главный государственный санитарный врач 

Российской Федерации                                                             Г. Г. Онищенко 

 
обсудить на ReForum+
ответить письмом
спонсоры (см. список или стать)
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта