Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
мужская консультация

МУЖЧИНЫ ВСЕ-ТАКИ НА ЧТО-НИБУДЬ СГОДЯТСЯ

Идея о размножении без мужчин оказалась несостоятельной. Выводы ученых

Татьяна БАТЕНЕВА

Меньше месяца назад научная общественность была взволнована сенсацией из Токио. Там смогли получить жизнеспособное потомство от двух мышей-самок без участия самца, о чем "Известия" рассказали 23 апреля с.г. Партеногенез, или неполовое размножение, которое в природе существует лишь у рептилий, насекомых и некоторых рыб, оказался возможным и у млекопитающих. Сенсации такого рода способны поколебать основы биологии.

Ученые из Японии и Кореи смогли получить живых мышат от двух самок. Непорочное зачатие, которое до сих пор было категорией исключительно религиозной, стало научной реальностью. Правда, о дальнейшей судьбе мышат, ставших мировой знаменитостью, ничего не сообщалось. Но не прошло и месяца, как журнал Nature обрадовал новой сенсацией. Оказывается, мужскую половину человечества рано списывать в утиль.

Ученые из Детройтского университета Уэйна (штат Мичиган) под водительством Стивена Кравица доказали, что сперма необходима не только для оплодотворения яйцеклетки. Вместе с британскими коллегами они идентифицировали в сперме помимо ДНК, содержащейся в хромосомах, еще и шесть типов так называемой матричной, или информационной, РНК. Эта макромолекула представляет собой точную копию нуклеотидной последовательности, из которой состоит молекула ДНК, и запускает процесс ее точного копирования, без которого полноценное деление оплодотворенной клетки невозможно.

- Мы смогли показать, что сперма несет не только собственно генетический код, но и инструмент, который позволяет ему включить свою программу, - прокомментировал свое открытие доктор Кравиц. - Это доказывает, что роль мужчин в продолжении жизни более важна, чем представлялось прежде.

Кравиц и его коллеги доказали, что отцовская РНК, доставленная в яйцеклетку, играет определяющую роль в раннем этапе жизни эмбриона. По их мнению, она не просто механически "включает" программу его развития, но и корректирует возможные отклонения, которые в этот период способны привести к фатальным дефектам.

Открытие позволяет понять, почему до сих пор не увенчались успехом попытки клонировать человека. При клонировании эмбрион получают из двух клеток - женской половой и любой другой клетки организма, который хотят копировать. Сперма в этом процессе не участвует. Открытие доказывает, что без участия отцовских матричных РНК программа развития эмбриона не может быть реализована так, как задумано природой. Отсюда, вероятно, и многочисленные неудачи клонирования животных - высокий процент дефектных зародышей, мертворождений или рождения уродцев, их раннее старение или множество нехарактерных для молодого организма недугов. У человека же, по-видимому, значение спермы еще более велико. "Папаш рано списывать за ненадобностью", - пошутил доктор Кравиц в интервью агентству Reuters.

Другие : | новости | мнения