Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)

Дети без будущего

Диана Игошина

"Иммиграционная амнистия" - массовая легализация мигрантов в упрощенном порядке - сейчас проходит апробацию в нескольких регионах России. Если эксперимент окажется удачным, то в ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект, принятие которого позволит "выйти на поверхность" более миллиону человек из стран СНГ, вынужденных сейчас трудиться на территории России нелегально. Эта мера, по мнению специалистов, станет следующим (после инициативы президента об облегченной процедуре получения российского гражданства для выходцев из СНГ) шагом в формировании современной миграционной политики. Пока же количество нелегальных мигрантов с трудом поддается учету. Эти люди живут в тяжелейших условиях - по 10-15 человек в одной комнате, батрачат в пригородах мегаполисов, просят милостыню либо задействованы в криминальном бизнесе. Не менее ужасная судьба уготована детям нелегалов, матери которых специально приезжают рожать в Россию.

"Поможите, люди добрые!"

В теплое время года для большинства российских городов не редкость такая картина: на перекрестках и обочинах дорог сидят среднеазиатские женщины. На руках у каждой, как правило, спящий младенец, в радиусе еще десятка метров с протянутой ладошкой пристают к прохожим пара-тройка чумазых детишек. Уповая на сердобольность граждан, они заунывно тянут какую-нибудь песню на непонятном языке или жалуются на хроническое недоедание. С наступлением зимы сидеть на асфальте становится холодно, и попрошайки спускаются в метро или теплые переходы, откуда их, соблюдая инструкции, гонят на воздух бдительные стражи порядка. Но подобное - только одна сторона проблемы, именуемой "дети мигрантов". И если в столице эту проблему периодически пытаются решить с помощью карательно-воспитательных мер - в пятницу, например, стало известно о постановлении столичного мэра Юрия Лужкова о выдворении за пределы России иностранцев с несовершеннолетними детьми, занимающимися в столице бродяжничеством и попрошайничеством, - то в северных районах страны врачи всерьез заговорили о проблеме "специальных" подкидышей.

Существенным фактором увеличения рождаемости в России становится появление на свет младенцев от иностранцев, которых еще 15 лет назад мы называли соотечественниками. К примеру, за последние пять лет число родившихся детей в столице у не-москвичей выросло почти в 5 раз, и в настоящее время каждый седьмой ребенок в городе рождается у женщин, не являющихся постоянными жительницами столицы. Что же касается национального деления, то в той же Москве за последнее время численность нерусского населения превысила 15%. Тогда как доля русских с 1989 по 2004 годы сократилась с 90,5 до 82,3%. В то же время численность китайцев в столице выросла в 35 раз, вьетнамцев - в 14, таджиков - в 12, чеченцев - в 7, ингушей - в 6, молдаван и азербайджанцев - в 5 раз. Такие цифры, опираясь на оценки экспертов, привел журналистам советник управления аппарата мэра Москвы Юрий Архипов. Плохо это или хорошо, что ежегодная миллионная смертность в стране хоть как-то компенсируется рождаемостью за счет миграционной "прибавки"? "Тема рождаемости напрямую связана с темой миграции, - сказал Стране.Ru руководитель программы "Права ребенка" Российского исследовательского центра по правам человека Борис Альтшулер. - Рассматривать их отдельно не имеет смысла. Ведь, если даже сейчас в России будут приняты экстренные меры, поддерживающие рождаемость, то для приостановки падения численности населения на миллион в год и начала процесса прироста понадобится лет тридцать. Сейчас же, несмотря на приток мигрантов, все равно страна падает в демографическую пропасть".

По данным уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, на сегодняшний день около пяти миллионов мигрантов не имеют никакого правового статуса. И если мужское население едет в Россию, чтобы заработать денег, то их жены, оставленные на родине, через 7-8 месяцев после последнего появления супругов в родном селении всеми правдами и неправдами стремятся перебраться к ним поближе - в Россию. Кто-то из них "оседает" вместе с мужем в бараках и времянках, а затем, родив ребенка, оставляет его в больнице, здраво рассудив, что в российском городе ему легче будет выжить, чем на исторической родине, в нищете и голоде. По данным Минздрава, число ребятишек, оставленных в роддомах жительницами Средней Азии, за последний год увеличилось в три раза. По мнению врачей, Россия постепенно превращается в бесплатный роддом для бывших советских республик. "Наши соседи буквально оккупировали родильные дома Урала и Сибири, - заявила по телевидению главный врач Свердловского областного центра планирования семьи и репродукции Елена Николаева. - При этом женщины приезжают рожать, ни разу не проконсультировавшись с врачом. В результате погибают десятки новорожденных. Как правило, большинство женщин-мигранток, поступающих в роддом, не имеют ни гражданства, ни медицинского полиса, а самое главное, практически никто из них не обследовался у врачей до родов и не сдавал никаких анализов. Это сказывается на состоянии здоровья новорождённых. Они появляются на свет с различными патологиями и очень ослаблены". По словам врача, за год в Свердловской области появляется на свет 40 - 50 тысяч малышей. Каждый пятидесятый младенец рождается в семье иностранных граждан. При том, что показатели детской [?] смертности в Свердловской области можно назвать низкими по сравнению с общероссийскими, новорожденные у мигранток умирают в 30 (!) раз чаще. [40-50/50=.8-1*.0124=0.0099-.0124; другими словами 10-12 чел]

Кроме того, многие женщины практически не говорят по-русски. Они не могут объяснить, что и где у них болит и что им необходимо. Даже если работодатель, нанимая гастрабайтера, зарегистрировал его по всем правилам, то он не обязан этого делать в отношении жены своего рабочего. И потому, чаще всего, если приезжающие на заработки граждане Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана зарегистрированы, то их жены, не имеющие регистрации, оказываются нелегалами. Но, по российским законам, женщина, даже если у неё нет никаких документов, имеет право обратиться в любую государственную женскую консультацию. Правда, в роддоме таких нелегалок врачи не имеют права держать больше трех дней бесплатно. И потому, "не желая платить, многие, не долечившись, иногда с серьезными осложнениями, сбегают из роддома вместе с ребенком", - добавила Николаева.

Вслед за амнистией - депортация

По словам начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы (ФМС) Вячеслава Поставнина, в будущем году в России может быть легализовано около одного миллиона трудовых мигрантов. Сам термин "иммиграционная амнистия" уже давно утвердился в международной практике. Обычно амнистии проводятся в тех странах, где скопилось большое количество нелегальных мигрантов, и государство осознает, что традиционными методами справиться с этой массой невозможно, и потому принимает меры для облегчения способа легализации тех мигрантов, которые уже давно живут и работают в стране. В будущем, после "выхода на поверхность", легализованным мигрантам будет несомненно проще уже обращаться и за гражданством РФ. "Террорист не пойдет просить гражданство или вид на жительство, - считает уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. - В нашей же ситуации, когда именно из-за несовершенства законодательства в число нелегалов попали миллионы добропорядочных соотечественников и очень из-за этого страдают, было бы просто кощунственно напрямую связывать проблему миграции и борьбу с терроризмом".

В то же время, столичный градоначальник решил своим способом бороться с таким явлением как "иностранцы с несовершеннолетними детьми, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством" . Редко кто из москвичей и гостей столице не сталкивался с ситуацией, когда в метро, на улицах и даже в кафе подходят к людям перемазанные, плохо пахнущие дети восточных национальностей и с присущим малолеткам нахальством начинают вымогать деньги. Если не помогает умильное заглядывание в глаза и просительное "дай денег, дай!", то многие из них пытаются плюнуть в обидчика, толкнуть, а то исподтишка стащить кошелек. Как сообщает "Коммерсант", в постановлении "О неотложных мерах по пресечению незаконного пребывания в РФ иностранных граждан, занимающихся на территории города Москвы бродяжничеством и попрошайничеством, с детьми в возрасте до 18 лет" сказано, что на территории столицы "выявляется значительное количество иностранных граждан, нарушающих установленный режим пребывания и подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации". Но практика административного выдворения иностранцев, которые используют малолетних детей для попрошайничества, "практически отсутствует", поскольку ГУВД Москвы не имеет "правовых оснований и технической возможности" для депортации родителей с малолетними детьми. Эти основания мэр и поручил выработать правительству совместно со столичным ГУВД в течение ближайшего месяца.

Понятно, что эти две различные точки зрения - Лукина и Лужкова - свидетельствуют о разных сторонах проблемы мигрантов и их детей. И вряд ли, даже при условии принятия "закона об амнистии", детей-попрошаек и бродяжек станет меньше, если всякий раз ограничиваться только лишь легализацией их прав проживания в России. Тому как раз свидетельством недавние события во Франции, когда, в основном, именно дети бывших и нынешних мигрантов участвовали в массовых погромах и поджогах машин

А если в страну приедут каннибалы?

"Еще 30 лет назад, когда началась волна миграции во Францию, она допустила страшную ошибку, - считает Борис Альтшулер. - И эту ошибку повторяет вся Европа, власти которой объявили принцип культурной автономии, предав собственные этические принципы. Люди, которые получили, к примеру, французское гражданство, принесли свою культуру. Французские либералы заявили о том, что они не имеют права навязывать им свою культуру и волю, нужно позволить им жить так, как они привыкли. И что явилось прямым результатом этого? Выходцы из Северной Африки, с арабского Востока продолжали жить во Франции по шариату. По жестоким, средневековым законам". По словам Альтшулера, именно такой либерализм поставил благополучную Францию под угрозу гражданской войны. "Дети, которые сейчас во Франции жгли машины, они же выросли одновременно в двух цивилизациях сразу, - поясняет руководитель программы "Права ребенка". - В семье они жили и воспитывались по принципам средневековья, а снаружи их окружала современная открытая Франция. В результате - полный раздрай в душе и полная незащищенность в семье. А это - результат того самого предательства собственных принципов. Потому что французские власти и их социальные службы заняли позицию невмешательства. А принципы защиты прав человека провозглашают именно вмешательство. Вмешательство во внутренние дела, когда надо спасать человека. А если бы к ним приехали люди из племен, где традиционно развит каннибализм? Это часть культуры того племени, которое хочет, к примеру, получить французское гражданство. И что? Надо разрешать им есть людей? Именно такая политика невмешательства в семью и создала эту ситуацию во Франции. Французская власть была преступна в отношении мусульманских и арабских детей и женщин в течение десятилетий, и теперь она пожинает плоды своей преступной либеральности".

По мнению руководителя программы "Права ребенка", разрешить, чтобы в Европе действовали такие либеральные законы, - прямое самоубийство. "В тот самый момент, когда некие люди из арабских, африканских стран просят въезда во Францию и французского гражданства, - считает Борис Альтшулер, - необходимо обязывать их подписывать обязательство открытости своей семьи для французских социальных служб, для французской полиции. Такой же открытости, которая есть у французских семей или еврейских семей. Причем заставлять делать это не искусственно, а на основании жесткого закона. Если ты хочешь жить в этой стране, живи по ее гуманным принципам. Хочешь стать гражданином - подписывай документы о полной открытости. Французские либералы этого не потребовали, и вот вам результат".

Однако, по мнению Альтшулера, для въезжающих в Россию мигрантов такой угрозы не существует. "Проблему культурно-цивилизационной ассимиляции в России решить проще, чем во Франции. - уверен правозащитник. - Во-первых, люди, которые к нам поедут, они уже в массе своей - советские люди. А советские люди культурно очень сильно ассимилированы. Совсем недавно это же было единое пространство - Советский Союз. И я не вижу никакой угрозы нашей национальной самобытности, если при этом будут соблюдаться записанные в российской конституции правила, правовые защиты, в том числе и защиты в семье, чтобы не было этих анклавов культуры первобытной самобытности. В большинстве культур бывших союзных республик уже вышиблено это средневековое. Единственное, что должно быть, это - жесткие правила социального и культурного поведения, которые бы действовали для всех наций одинаково. Тогда не будет никакой угрозы".

Сейчас и правозащитники, и государство сошлись в едином мнении о том, что приток иммигрантов России нужен. По данным экспертов, без притока дополнительной рабочей силы в России к 2008 году в производственной сфере некому будет работать. И основной дефицит трудоспособного населения придется именно на рабочие специальности. Но, прежде чем привлекать бывших советских граждан, необходимо на законодательном уровне окончательно решить проблему цивилизованных механизмов привлечения мигрантов.

© Национальная информационная служба Страна.Ru


Найти: на