Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
консульта
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

гражданина Александра Войтовича, академика, гражданину Александру Лукашенко, Президенту Республики Беларусь

Господин Президент!

Во время Вашего выступления на пресс–конференции 20 июля с.г. Вы публично позволили себе ряд неуважительных, оскорбительных и ложных заявлений в адрес некоторых граждан страны, в том числе и невиновных ни в чем женщин. Это далеко не единственные Ваши подобного рода высказывания. Они, как и многие другие Ваши действия, имеют негативные последствия для страны. Именно это обстоятельство побудило меня написать письмо, направленное Вам в июле с.г. Однако, Вы, вопреки Закону об обращениях граждан, обязывающему должностных лиц отвечать на эти обращения, не ответили на письмо. Принимая во внимание исключительно важную значимость для страны этих вопросов, я вынужден обратиться к Вам с открытым письмом. Надеюсь, Вы правильно его поймете.

О ложных высказываниях в мой адрес

Относительно Ваших оскорбительных и ложных заявлений в мой адрес отвечу кратко: нет, нет и нет. Не «хрюкал у кормушки Лукашенко» и не пользовался ею, «окреп и встал на ноги» без всякой Вашей помощи (еще в то время, когда Вас за пределами организаций, где Вы работали, никто не знал), не «воровал», не «занимал предательской позиции», не «вставал в оппозицию», не совершал «глупость за глупостью». За все деньги, которые я получал, работая в академии и в Совете Республики, расписывался, так что легко сосчитать, сколько этих денег; в академии получал больше, чем работая в Совете Республики.

О возрасте политика

Даже говоря о моем возрасте, Вы не удержались, чтобы не сказать неправду: 70 лет мне не будет еще и в 2006 году, о котором Вы так часто говорите. И не возраст является главным фактором успеха государственного деятеля, а трудолюбие, мудрость, профессиональный, духовный и нравственный багаж, наличие физических сил и настойчивости, чтобы использовать эти качества на благо страны. Самые известные в Европе диктаторы прошлого столетия (Муссолини, Гитлер и др.) приходили к власти примерно в том возрасте, в котором Вы стали президентом. Приходили и становились диктаторами, используя демагогические и популистские приемы, насилие, приходили в тяжелые, переломные периоды, когда люди были уставшими от проблем. Не имея должного жизненного и профессионального опыта, мудрости, глубоких знаний, умения аргументировано и логично обсуждать проблемы с парламентом, общественными организациями, должностными лицами, не обладая способностями генерировать полезные для общества идеи самому и воспринимать их от других, но страстно желая остаться у власти как можно дольше, не взирая на законность и полезность для страны продолжения сроков своих полномочий, эти люди устанавливали личную диктатуру в своих странах. А в результате были человеческие трагедии, экономическая разруха и отсталость страны.

И другие данные. Очень многие политики после 60 лет и старше избирались главами государств или правительств и работали (работают ) очень успешно, получив (получая) высокие оценки своей деятельности гражданами их стран и историей. Опыт и мудрость ? ценнейшее достояние человека.

О Вашей личной «кормушке»

Вы отметили, что пользователи «кормушки Лукашенко» «хрюкают». В Библии сказано: «Каков правитель…, таковы и служащие при нем» (Прем. Иисуса, с. Сирахова 10,2). Но есть в наличии Вашей «кормушки» обстоятельства более важные, чем поведение ее пользователей, обстоятельства государственной значимости.

Первое. На каком основании Вы организовали эту структуру? Она не прописана ни в каком законе, ни в каком положении. Следовательно, Ваша личная «кормушка» незаконная. Указали ли Вы ее в декларации, поданной Вами в 2001 году, будучи кандидатом в президенты?

Второе. Какие финансовые средства, взятые, естественно, у народа, (других источников нет) собраны в «кормушке», какого объема? Может в «кормушку» уходили деньги за газ, которые платили пенсионеры, ветераны, все жители страны, для которых цена за газ была почти в два раза больше, чем Беларусь платила за него России. Куда уходили и уходят средства, вырученные за продажу оружия, они ведь не проходят через бюджет?

Сколько же денег в Вашей «кормушке»? В печати (Белорусская деловая газета) называется цифра в миллиарды американских долларов. Так ли это? Если так, то Вы первый и основной олигарх страны. Может быть, этим объясняется то, что за среднюю зарплату в 2003 году житель Беларуси мог купить меньше, чем за среднюю зарплату в 1990 году, хотя, как Вы сказали, валовый внутренний продукт (ВВП), т.е. общая стоимость всего произведенного в экономике в течение года, в 2003 году в Беларуси был больше, чем ВВП в 1990 году.

Третье. Пользование «кормушкой» развращающе действует на чиновников. У них возникает соблазн завести собственную «кормушку». Наличие Вашей «кормушки» способствует коррумпированности. Идя на выборы в 1994 году, Вы обещали покончить с коррупцией, однако коррупционная преступность постоянно растет. На официальном сайте работник прокуратуры сообщает, что в стране сложилась «в последние годы устойчивая тенденция положительной динамики роста коррупционной преступности» С 1992 по 2002 год уровень коррупционной преступности вырос в 2,5 раза (в 1992 году было зарегистрировано 2793, а в 2002 году — 6840 преступлений этой категории).

В заключение этого раздела: финансовые народные средства собраны в Вашу личную «кормушку» незаконно и должны быть прозрачным образом возвращены народу.

Из опыта работы в Совете Республики:
система управления в стране

Вы совершенно неожиданно для меня предложили мне в декабре 2000 года избираться председателем Совета Республики. При этом Вы обещали, что мой опыт аналитической работы, мои предложения и советы по государственным вопросам, включая и вопросы развития науки, будут востребованы и внимательно рассматриваться. К этому времени я уже более 3,5 лет работал президентом академии наук, будучи избранным на эту должность общим собранием академии тайным голосованием на альтернативной основе. Очень скоро, работая в этой должности, я вышел на общегосударственные проблемы, от решения которых зависело благосостояние каждой семьи. Президент академии был не в состоянии решить эти проблемы. Предложенная Вами работа в Совете Республики с учетом Ваших обещаний, как мне тогда думалось, открывала хорошие возможности решения этих проблем. Я также полагал, что Вы, вступив во второй и последний, согласно Конституции, срок президентства, полностью посвятите этот срок решению проблем (а их очень много), которые стоят перед страной. Исходя из этих соображений и желая как можно полнее использовать свои опыт и знания на благо страны, я согласился на Ваше предложение.

Став председателем Совета Республики я деликатно, дипломатично, выбирая удобные время и момент, пытался подсказывать Вам предложения, реализация которых работала бы на благо страны и людей. Не имея здесь возможности перечислить и описать их полностью, остановлюсь на трех.

Первое, это предложение о развитии в Беларуси экономики инновационного типа.Такого типа экономику строят все передовые страны мира. Экономика инновационного типа позволила Японии быстро продвинутся от полностью разрушенной войной до одной из самых экономически и социально развитых стран. Обозначенное выше предложение было озвучено первоначально несколько раз в 1999 году (упомяну здесь только доклад «Инновационный путь развития — перспектива для Беларуси», сделанный на парламентских слушаниях) и повторялось неоднократно позже. На словах Вы поддерживаете это предложение: на втором всебелорусском народном собрании (май 2001 года), на совещании в Витебске (июнь 2004 года). На деле же в стране почти ничего не делается для развития такого типа экономики, а также предпринимаются действия, препятствующие ее развитию: с 1999 года до сих пор блокируется создание зоны высоких технологий – Академтехнополиса; созданная Вами система управления не позволяет сформировать законодательную базу, необходимую для развития такой экономики; научная сфера страны разрушается из-за неэффективной научной политики, проводимой Вами вопреки предложениям и советам ученых.

Второе, это предложение о необходимости получения значимых прямых иностранных инвестиций. Они нам жизненно необходимы для модернизации существующих и создания новых наукоемких производств, т. е. фактически для повышения уровня жизни каждого гражданина. Внутренних источников инвестиций у нас недостаточно, мы проедаем накопленное в советский период. Все государства мира борются за увеличение иностранных инвестиций. На втором всебелорусском собрании премьер-министр Ермошин В.В. и я подняли вопрос о необходимости резкого увеличения иностранных инвестиций в экономику страны. Вы резко возразили нам, обосновывая свое мнение тем, что из-за иностранных инвестиций наша страна потеряет суверенитет и независимость. Но другие страны этого не боятся. Прямых иностранных инвестиций боятся только олигархи, они боятся потерять монополию на производство и доходы.

Третий пример связан с газовым конфликтом осенью 2002 года. Когда белорусская сторона стала забирать российский газ без оплаты вопреки договоренности (по простому говоря, «красть») и российская сторона предприняла ответные меры, я советовал не придавать этому конфликту политической окраски. Вы не восприняли совет, наговорили в телевизионном выступлении много непотребного в адрес России, что было не на пользу Беларуси. И в этом ,и во втором газовом конфликте (февраль 2004 года ) не названы те, кто в Беларуси давал «добро» на воровство или кто просмотрел, что перейдена грань от получения оплаченного к отбору неоплачиваемого газа.

Достаточно примеров. Вы создали в стране систему единоличного правления, в которой принятие всех решений замыкается на Вас. В этой системе отторгаются из государственной службы люди инициативные, самостоятельные, которые хотят в полную силу и в полной мере работать на страну, а не просто поддерживать все Ваши действия, включая и те, которые не работают на благо и авторитет страны. О таких людях Вы говорите, что они «встали в оппозицию или заняли предательскую позицию». Такой политикой Вы препятствуете эффективному использованию главного ресурса страны — интеллектуального потенциала, что сдерживает темпы развития страны.

Признаки личной диктатуры.
Наступление на провозглашенные Конституцией права и свободы

В определении диктатуры указывается, что для нее характерна концентрация власти в руках одного человека. Это имеет место в Беларуси. Характерным признаком диктатуры является также наступление на права и свободы, провозглашенные Конституцией. На пресс-конференции в адрес некоторых граждан (включая и меня) Вы сказали, что они «проворовались», т.е. Вы признали их виновными в преступлении — воровстве. Тем самым Вы нарушили наше конституционное право, гарантированное ст. 26 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда…» Поскольку Вы глава государства, то в связи с Вашими заявлениями на пресс-конференции возникают также вопросы о выполнении государством следующих конституционных гарантий и обязанностей: 1) ст.25 Конституции: «Государство обеспечивает… достоинство личности…» (как обеспечивает, если глава государства делает оскорбительные заявления в адрес граждан?); 2) ст.7: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции…» (почему не действуют в пределах ее ст. 26 и 34?). Думаю, достаточно этих примеров, хотя они могут быть продолжены. Вспомним здесь еще только библейскую заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.» ( Исход 20,16).

В соответствии со статьей 83 Конституции Вы при вступлении в должность президента произнесли клятву, где, в частности, прозвучало: «…торжественно клянусь… уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь…». Уважили ли, охранили ли Вы мое и других право, гарантированное ст.26 Конституции ?

В выступлении на пресс-конференции Вы позволили себе неуважительно отзываться о женщинах, у которых большое горе: они потеряли своих мужей, отцов своих детей. Такие высказывания не вписываются, даже противоречат народным традициям Беларуси. Эти женщины не совершают ничего противозаконного, они хотят знать, что произошло с их мужьями. Это ведь государство не выполнило своих обязанностей перед их мужьями, провозглашенных в Конституции: не защитило их жизни от противоправных посягательств (ст. 24), не обеспечило их неприкосновенность (ст. 25) и т. д. Думаю, глава государства должен в таких случаях предпринимать все возможные действия, чтобы побыстрее дать ответы на вопросы этих женщин. А Вы, насколько я понял из Ваших слов на пресс-конференции, имеете некие документы о деле Д.Завадского и не представляете их следствию. Или я и другие неправильно поняли Ваши высказывания? Как показывают события прошлого столетия, родные и близкие пропавших людей будут задавать вопросы об их судьбе и через сорок и через пятьдесят лет после их исчезновения, пока не получат ответы.

В стране не реализуется право граждан, провозглашенное ст. 34 Конституции: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение… полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов,.. о политической… жизни…» Все государственные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты ) солгали летом прошлого года, назвав причиной моего отзыва из Совета Республики возраст, что противоречит Конституции страны. Мои письма в Совет Республики, Администрацию Президента, Министерство информации, в которых указывалось на нарушение прав граждан на достоверную информацию, гарантированных ст.34 Конституции, не возымели действия. Государственные органы не захотели соблюсти ни ст.7, ни ст.34 Конституции. Их не обеспокоило нарушение прав всех граждан страны.

Итак, приходится с сожалением констатировать, что признак диктатуры: наступление на права граждан — в нашей стране в наличии. Господствующие в информационном пространстве страны государственные средства массовой информации, мягко говоря, не препятствуют этому наступлению. Их позиция — это позиция их владельца.

Признаки личной диктатуры.
Ограничение прав представительных органов

Согласно Конституции, представительным органом Республики Беларусь является парламент. Рассмотрим, какова ситуация в нашей стране с законодательным органом, парламентом, который в соответствии с Конституцией должен быть самостоятельным.

Первое. За три года (2001 — 2003) парламент принял 183 закона (без учета ратификации международных договоров). За то же время им принято к сведению 87 декретов Президента, а Вы издали примерно 1700 указов, из которых примерно треть являются нормативно-правовыми актами. Подобная ситуация сохраняется в стране последние восемь лет. Таким образом, примерно 80% правовой базы страны создано Вами. Парламент не является основным, определяющим законодательным органом. Результатом Вашего доминирования в этой сфере является запутанная, сложная правовая база, сдерживающая экономическое и гражданское развитие страны.

Второе. Парламент не готовит (или почти не готовит) проекты законов. За время моей работы в парламенте не могу припомнить ни одного случая принятия закона, внесенного парламентом. Подготовка проектов законов сосредоточена в центре законопроектной деятельности при президенте страны. (Для справки: из всего числа законопроектов, внесенных в Государственную Думу России в 2002 году, 58% внесено парламентом.) Наш парламент не реализует своего конституционного права (ст.99 Конституции) законодательной инициативы. Кто создал такие условия в стране?

Третье. Конституцией страны (ст.101) определено, что без делегирования парламентом полномочий Вы можете издавать декреты только «в силу особой необходимости». За всю историю Национального собрания оно, насколько я знаю, ни разу не делегировало Вам полномочий на издание декретов. Следовательно, все они изданы «в силу особой необходимости». В большинстве случаев такой необходимости не было. Вы не стремитесь к сотрудничеству с парламентом в этой области, а Палата представителей не предпринимает никаких шагов, чтобы использовать свое конституционное право принятия закона о толковании Конституции. И почему в стране уже восемь лет существуют особые обстоятельства, приводящие к «особой необходимости»?

Четвертое. Конституция запрещает давать Вам полномочия на издание декретов по утверждению республиканского бюджета. Вы не издаете декретов ни по утверждению, ни по изменению бюджета. Но издаете указы по внесению изменений в бюджет. Статус указа согласно Конституции ниже статуса декрета. Соблюдаете ли Вы Конституцию в этом случае и почему молчит Палата представителей, имеющая право принимать закон о толковании Конституции ?

Пятое. Вами создана не фигурирующая в бюджете «кормушка», финансируемая из неизвестных источников. Это ущемляет права парламента, который является единственным государственным органом, утверждающим бюджет.

Шестое. В статье 84 Конституции перечислены полномочия президента. Последний пункт этой статьи гласит: «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами». Законы принимает парламент, Ваши декреты, не отклоненные парламентом, имеют силу закона (ст.85 Конституции). Однако Вашим указам Конституция не надает статуса законов. Тем не менее, Вы своими указами определяете себе все новые и новые полномочия. Пример (он не единственный). Своим указом № 437 от 7.08.2002 года Вы придали себе полномочия принимать решения о командировании членов парламента за рубеж. Во-первых, этим указом Вы ограничили провозглашенную Конституцией самостоятельность парламента. Во-вторых, Вы использовали не разрешенный Конституцией механизм для расширения своих полномочий.

Седьмое. Вы предпринимаете действия, чтобы обсужденная выше ситуация в законодательной сфере не изменялась, чтобы имеющиеся проблемы в этой сфере не озвучивались и не обсуждались. Когда я разобрался с существующей ситуацией и начал дипломатично говорить об этих проблемах: о декретах, о роли парламента в создании правовой базы страны, Вы решили убрать меня из парламента. Законных оснований для этого не было. Вы не остановились перед нарушением закона. В статье 143 Избирательного кодекса Республики Беларусь сказано: «Член Совета Республики, не оправдавший оказанного ему доверия, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом обязанностей члена Совета Республики, нарушении Конституции,.. законов,.. актов Президента, совершении действий, дискредитирующих члена Совета Республики, может быть отозван.» Я не подпадал под действие ни одного из перечисленных в законе оснований. Но был отозван. Вы также при этом не установили порядка отзыва, что требуется законом. Вы нарушили закон. А ведь в Конституции в статье 7 сказано: «…все его <государства>… должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых… актов законодательства».

Восьмое. Когда Вы выступаете с посланием к парламенту и говорите, что не их, парламентариев, дело, откуда Вы берете деньги на покупку машин чиновникам, и когда Вы говорите парламенту и всей стране о презервативах, т.е. о вещах, о которых ни один другой глава государства при выступлении с посланием к парламенту не говорит, то демонстрируете неуважение к парламенту.

Девятое. Вы своими указами можете изменять и отменять законы, принятые парламентом. Такие права даны Вам Конституцией, которая написана под диктаторство и которой парламенту отведена несамостоятельная подчиненная очень слабая роль.

Изменять Конституцию надо. Но не для расширения или продления сроков Ваших полномочий, что открывает возможность установления диктаторско-монархической династии (разговоры об этом уже идут). А для ограничения Ваших полномочий и расширения полномочий парламента — представительного коллективного законодательного органа.

О диктатуре и ее последствиях

Итак, страна фактически «живет» не по законам, принимаемым парламентом, а по Вашим декретам и указам, очень часто слабым, нелогичным, а также не позволяющим создавать эффективную экономику, привлекать иностранные инвестиции, развивать инновации .Вы главный создатель правового пространства. Парламент второстепенный субъект правотворчества, он даже не использует своих конституционных полномочий. Вы отзываете члена парламента вопреки закону, нарушаете конституционные права граждан. В стране создана система управления, базирующаяся на Вашей личной власти.

Таким образом, в Беларуси в наличии все признаки личной диктатуры. Эта диктатура, конечно, сильно отличается от диктатур в Европе прошлого столетия, потому что теперь и обстоятельства, и люди, и общество не те, что были в прошлом веке. Ваша диктатура — это диктатура нового типа, диктатура начала 21-ого столетия.

И каковы же последствия такого управления страной?

Экономика и уровень жизни граждан. В 1994 году, когда Вы избирались президентом, в стране была очень тяжелая ситуация. Но в других постсоветских странах она была еще более тяжелой. Вот данные из международного источника: Программы развития ООН. В 1994году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС), т.е. с учетом цен, (этот показатель фактически определяет уровень благосостояния граждан) в России и Беларуси был выше, чем в других постсоветских странах. Польша имела примерно такой же показатель, как Беларусь, Болгария и Румыния более низкий, чем Беларусь. Такая ситуация, конечно, являлась результатом высокой квалификации и профессионализма наших управленческих кадров. Их необходимо беречь, ценить и максимальным образом использовать, предоставлять им возможность проявлять себя.

Через восемь лет, в 2002 году (более поздние международные данные отсутствуют) Беларусь по этому показателю на постсоветском пространстве уже уступала России (в разах) в 1,49, Эстонии в 2,22, Литве в 1,87, Латвии в 1,67 и Казахстану в 1,06, а также уступала Польше в 1,91, Болгарии в 1,29, Румынии в 1,19. Таким образом, 1994 году мы были богаче и наши граждане в среднем жили лучше, чем в перечисленных странах (кроме России и Польши), а в 2002 году мы намного беднее этих стран.

Рост ВВП на душу населения по ППС с 1994 по 2002 год составлял в Беларуси 1,17 раза, а у наших соседей Латвии —2,75, Литве — 2,55, Польше — 2,1, Украине — 1,8, России — 1,7 раза. Среди стран СНГ этот рост ниже, чем у Беларуси, только в четырех странах: Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Молдове.

Причина отставания Беларуси по темпам экономического развития и благосостояния граждан заключается в диктаторской системе управления, которую Вы создали. Сохранение такой системы будет приводить к все большему и большему отставанию Беларуси в экономическом развитии.

За время Вашего президентства в Беларуси резко выросло неравенство в доходах и потреблении богатых и бедных, доходы богатых росли быстрее, чем доходы бедных. Теперь это неравенство в Беларуси больше, чем в таких благополучных странах, как Норвегия, Швеция, Япония, Финляндия, Германия и др., больше, чем в Чехии, Словакии, Украине и т. д.
Мифы, создаваемые государственными средствами массовой информации, что Беларусь экономически развивается быстрее других стран СНГ, что политика руководства более социально ориентирована, чем в других странах, рассыпаются сразу же при обращении к реальным данным.

Социальная и гуманитарная сфера. Заявления о самой лучшей ухоженности наших городов (а они для нас, конечно, самые любимые), о наибольшей безопасности наших граждан также мифы. Чтобы убедиться в первом, достаточно съездить к нашим соседям в Киев, Вильнюс, Варшаву и т. д.

Не является Вашей заслугой отсутствие в Беларуси акций со стороны международного терроризма. Таких акций нет, слава Богу, и у наших соседей в Украине, в Польше, в Литве, в других странах; такой сложилась международная ситуация. Попытка государственных СМИ (иногда явные и не совсем явные) сравнения и противопоставления ситуации по этому вопросу у нас и в России некорректны вообще и некорректно выглядят по отношению к России. Россию надо благодарить, что она заслоняет нас от этой «навалы».

В нашей стране недопустимо плохая ситуация с обеспечением безопасности граждан. К сожалению, Беларус, согласно опубликованным недавно данным, занимает десятое место в мире по числу совершенных убийств (на 100 тысяч населения). А в общество внедряется миф о полном благополучии в этой сфере.

В информационной сфере страны господствуют государственные, потребляющие народные деньги СМИ, которые мифологизируют общество, внедряют розовые мифы о благополучии, не озвучивают проблемы, стоящие перед страной, а ,следовательно, и не способствуют решению этих проблем. Вопреки Конституции (ст.33) важнейшее средство массовой информации — телевидение полностью монополизировано государством. Негосударственные СМИ подавляются, к государственным не принимается никаких мер, даже если они нарушают Конституцию.

Гражданское общество подавляется, под разными предлогами закрываются негосударственные организации.

От неподотчетного обществу всевластия страдают даже дети. Например, без какой-либо серьезной значимой мотивировки закрыт Белорусский гуманитарный лицей, который обеспечивал детям очень высокий уровень среднего образования. Перечисление последствий диктатуры в гуманитарной сфере можно долго продолжать.

Упомяну еще только нежелание властей внести изменения в избирательный кодекс, чтобы сделать его соответствующим избирательным стандартам СНГ и европейским. Существующий кодекс открывает намного больше возможностей для манипулирования и фальсификации результатов голосования, чем кодекс, соответствующий указанным стандартам.

Международная деятельность. За время Вашего президентства сильно ухудшены отношения Беларуси со странами Евросоюза и США. Периодически Ваши высказывания и создаваемые белорусскими властями газовые коллизии, мягко говоря, вносят сложности в развитие отношений с Россией. В результате уже длительное время Вас не приглашают с визитами в западные страны. В дополнение к сказанному о низких, не соответствующих нашему потенциалу темпах экономического развития страны, следует добавить, что выстроенная Вами система управления приводит также к отрицательным для страны последствиям в международной деятельности. Как результат, частичная самоизоляция страны, что отрицательно сказывается и на экономическом, и на социальном развитии Беларуси.

Диктатура подавляет инициативу в социальной и экономических сферах. Она не дает раскрыться должным образом человеческому интеллектуальному потенциалу нашей страны — важнейшему ресурсу ее развития. Она не позволяет стране быстро, как она могла бы в отсутствие диктатуры, экономически развиваться, препятствует нашей интеграции в мировую экономику, а это значит, что не будет достойных заработков, не остановить пьянство от безысходности и отсутствия перспектив, не будут женщины рожать столько, чтобы нация не вымирала, не будет остановлен рост коррупции.

Примеров подавления инициатив, препятствия развитию крупных направлений экономики много. Приведу только два. Первый. В адрес ученых раздаются угрозы лишать их академических званий, делаются оскорбительные, не соответствующие действительности заявления, при выплате доплат за академические звания нарушается закон страны, проводимая властями политика в области науки ведет к непрекращающемуся углублению кризиса научной сферы, уменьшению числа малых и средних предприятий, занимающихся наукоемким производством, не давая стране шансов вступить на инновационный путь развития, путь благополучия и стабильности. Второй. Предприниматели обзываются «вшивыми блохами», а надо бы создавать нужную правовую базу и развивать на ее основе предпринимательство на пользу граждан и страны.

Есть одна сфера деятельности, где все диктатуры успешно работают. Эта сфера — зачистка политического пространства, недопущение появления соперников, новых лидеров страны. Раньше диктаторы поступали просто, по принципу: нет человека, нет проблемы. В XXI веке приходится действовать и более тонко, используя новые информационные технологии. Первый принцип при использовании для этой цели таких технологий: не впускать возможных соперников в информационное пространство страны, которое в полном Вашем распоряжении. Граждане не видят на экранах телевизоров, не слышат по радио, не читают в газетах о них — значит их нет. И запускается лозунг: «если не Лукашенко, то кто?», когда сделано все, чтобы этого «кто» не знал почти никто. Результат достигнут. Принцип второй (продемонстрирован на президентских выборах 2001 года ): если нельзя избежать показа соперника на экранах телевизоров, то надо показывать его в моменты, когда он собирается чихнуть, зевнуть или в другие подобные. Пусть электорат видит, какой он некрасивый, перекошенный и т.д. и т.п. Однако в этой сфере применяются и такие старые методы: как запугивание, показательные процессы над знаковыми фигурами (примеры Калугин, Леонов, один из которых был претендентом в президенты страны, а другой подозревался в намерении быть им), длительное содержание в неволе, пока ищется подходящее обвинение (пример Маринич, следствие в отношении которого уже идет по третьему обвинению). И в результате многие запуганы.

О Вашем третьем,.. и пожизненном президентстве

На пресс-конференции 20.07.2004 года Вам был задан вопрос: «…намерены ли Вы выдвигать свою кандидатуру на этих <президентских 2006 года> выборах?» В Вашем ответе прозвучали примечательные слова: «…отвечаю абсолютно точно на этот вопрос: Я не задумывался над этой проблемой… , …скажу вам честно, я пока себя в другой роли не вижу.» Одна примечательность состоит в том, что Вы себя в другой роли не видите. Вы в этой роли и продление диктатуры в стране — это благо или негативные последствия для страны? Об этих вопросах Вы ничего не сказали на пресс-конференции: «себя в другой роли не вижу» и все тут; альфа и омега политики. Вторая примечательность Вашего ответа состоит в том, что говоря «абсолютно точно», что Вы не задумывались «над этой проблемой», Вы сказали неправду (в который раз?). И через две минуты Вы признались, что сказали неправду, сообщив слушателям, что уже и сценарий продумали: изменение под Вашу «роль» Конституции через референдум.

Не прошло и двух месяцев, как Вы приступили к реализации озвученного ранее сценария и 7.09.2004 года издали Указ № 431 о референдуме с вопросом, положительное голосование по которому открывает Вам возможность пожизненно управлять страной. Обычное желание диктаторов.

В Указе в формулировке, выносимой на референдум, названа фамилия (беспрецедентно) и вопрос о господине Лукашенко поставлен выше вопроса о Конституции.И далее. В дни, когда во все мире, а в нашей стране почти все граждане молились и скорбели о невинно убиенных детях, женщинах и других гражданах России, Ваши основные мысли были прежде всего о Вашей единственной (по Вашему видению) роли и продлении своих полномочий. По мнению очень многих юристов и законодателей вопрос, сформулированный Вами для вынесения на референдум, противоречит Конституции и Избирательному кодексу, и, следовательно, является незаконным проведение референдума по этому вопросу.

Новейшая история показывает, что длительное пребывание у власти (тем более пожизненное) высшего должностного лица (даже якобы избираемого), обычно уже на каком-то этапе ставшего единоличным (или вместе с узким ближайшим окружением) диктатором, замедляет развитие страны (у нас это уже наличествует) и оканчивается трагедией или драмой для страны, несет страдания народу, ломает человеческие судьбы. И это правило действует без исключений. Вспомните Китай периода «культурной революции», распад Советского Союза, другие примеры. К сожалению, реализация Указа №431 поставит нашу страну на путь, ведущий к большой беде, дестабилизирует ситуацию в стране.

Вы стали президентом страны не имея опыта работы на районном, областном и республиканском уровнях. Более того, у Вас не было опыта успешной работы ни на какой другой должности. Избрание такого человека президентом огромный риск и его надо избегать. Такое оказывается возможным только в стране, не имеющей опыта суверенности, в обстоятельствах сильно кризисной ситуации. К сожалению, так случилось. Была надежда, что Вы будете успешно учиться и совершенствоваться. Однако эта надежда не сбылась. Многое об этом свидетельствует и, прежде всего, построенная Вами система управления, ведущая к низким по сравнению с соседними странами темпам экономического развития и к международной изоляции страны, к совершенно неэффективному использованию интеллектуального потенциала страны. Отнесем к этому также Ваш Указ № 431 от 7.09.2004 года, где четко и рельефно проявилось, что для Вас важнее всего Ваша «роль»; селекторные совещания, показушные и не несущие серьезного позитивного результата; Ваши постоянные выезды на поле к комбайнам (вероятно это вид отдыха, тогда показывать по телевидению не надо); организация бессмысленного соревнования между работниками сельского хозяйства и спортсменами, выступающими на Олимпиаде, и т.д. и т.п. Часто возникает впечатление, что Вы настоящей президентской работы для себя не находите. Выступая, Вы излишне много (и часто неверно) говорите о себе: «я их тащил на спине», «я финансировал», «я… я… я…» К другим Вы обращаетесь на всю страну на «ты», делаете публично в их адрес неуважительные высказывания. Мудро сказано о подобном в Библии: «Немилостив к себе, кто не удерживает себя в словах своих» (Прем. Иисуса, с. Сирахова 13, 15). А какой пример Вы, глава государства, подаете обществу, делая оскорбительные ложные заявления в адрес граждан страны?

Господин Президент! Послушайтесь совета более опытного и старшего человека. Спокойно дорабатывайте оставшиеся два года президентства и не идите на третий срок. Дайте шанс стране на перемены, шанс ускорить свое экономическое развитие и рост благосостояния людей, шанс создать возможности для свободного полного использования человеческого интеллектуального потенциала. В стране много высоко профессиональных мудрых людей, могущих управлять страной более успешно, чем Вы.

И последнее. Если Вы обуздаете свою страсть к власти и не пойдете на третий срок, многие готовы для блага страны сотрудничать с Вами оставшиеся два года Вашего президентства и сделают все возможное, чтобы первым указом нового президента страны (независимо от того, кто им будет) был указ о гарантиях бывшему президенту.

И в заключение обращаюсь к гражданам нашей страны. Мы не только унаследовали нашу землю от своих предков, но и взяли ее в долг у наших детей и внуков. И обязаны вернуть им ее более богатой и благоустроенной. Диктатура создала систему, которая сдерживает развитие страны. Сохранение этой системы будет приводить к все большему отставанию нашей страны от соседей, к многим другим негативным последствиям. Каждый из нас хочет лучшего будущего для себя, своих детей и внуков. Давайте же и работать и голосовать за это лучшее будущее и против диктатуры.

Один выдающийся физик, нобелевский лауреат сказал: «Проблемы, стоящие перед нами, невозможно решить на том уровне мышления, на котором мы их создали». Нам надо решать наши проблемы, значит неизбежно придется переходить на новый уровень мышления. И чем скорее, тем лучше для нас и для страны.

28 сентября 2004 г.

академик, профессор Войтович Александр Павлович

Председатель Совета Республики

Национального собрания Республики Беларусь (2000-2003г.г.)

Разрешаю перевод, переиздание, распространение и размещение моего письма на любых Интернет-ресурсах, любыми техническими средствами и в любых средствах массовой информации.




Яндекс.Новости на demography.narod.ru

Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в России

обсудить на ReForumE+
ответить письмом
гостевая книга
стать спонсором
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта