Добро пожаловать: Вы находитесь на сайте demography.narod.ru. Сайт посвящён проф. Д. И. Валентею. Справки и пожелания шлите на адрес: demographer@demography.ru

ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ МЫ МОЖЕМ СТАТЬ ЧУЖИМИ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ

В июле-августе ЦСКА и "Спартак" примут старт в новом розыгрыше Лиги чемпионов, и там перед ними могут встать проблемы, о которых они сегодня даже не подозревают.

Борис ЛЕВИН

22 февраля Государственная дума приняла новую редакцию федерального закона "О рекламе". 3 марта ее одобрил Совет Федерации. 13 марта подписал президент РФ. С 1 июля закон вступает в силу и становится обязательным для исполнения на всей территории России. Какое отношение он имеет к спорту?

Дело в том, что 22-я статья второй главы упомянутого закона РФ № 38-ФЗ "О рекламе" категорически запрещает рекламу пива "в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений". Между тем одним из спонсоров футбольной Лиги чемпионов, к примеру, является пивная компания Heineken, а если к нам, скажем, приедет "Ливерпуль", то не обойтись без Carlsberg.

Как совместить интересы спонсоров, подписавших контракты с УЕФА или другой спортивной организацией с запретами на рекламу их продукции на стадионах, проводящих матчи турниров УЕФА и ФИФА? Раньше какие-то лазейки в российском законе находились, сейчас он стал предельно жестким на этот счет. Что может создать большие проблемы для тех же ЦСКА и "Спартака", которым летом стартовать в Лиге чемпионов.

Как стало известно "СЭ", президент РФС Виталий Мутко уже забил тревогу. В частности, он обратился с письмом в Федеральную антимонопольную службу - с просьбой найти выход из создавшегося положения. Но антимонопольная служба ничем помочь не может - она лишь исполняет законы, не имея права трактовать их. И в случае нарушения закона о рекламе будет применять статьи кодекса об административных правонарушениях и закон от 21.07.2005 № 113 ФЗ, вторая статья которого гласит: юридические лица в случае административных нарушений платят штраф в 5000 МРОТ (1 МРОТ = 100 рублей), а если нарушение повторится трижды - могут лишиться лицензии.

Итак, рекламы пива на наших стадионах не будет. А значит неизбежны издержки в отношениях с заграничными партнерами, из-за чего российский футбол потеряет, по оценкам РФС, до 20 - 25 миллионов долларов. Но главное в другом: может возникнуть вопрос о переносе матчей той же Лиги чемпионов на территорию стран, где столь жестких ограничений на пивную рекламу нет. Как сказал Мутко в беседе с корреспондентом "СЭ", до этого дело дойти не должно. Но лишалась ведь Бельгия этапа "Формулы-1" по абсолютно идентичным причинам! И уж по крайне мере мы вполне можем стать нежелательными персонами в футбольных еврокубках не только с точки зрения организации, но и с точки зрения участия в них. Зачем, скажите, в четвертьфинале или полуфинале нужен клуб, с которым априори будут рекламные неувязки и финансовые потери?

Есть ли выход из положения?

Прокомментировать возможные последствия нового закона о рекламе корреспондент "СЭ" попросил президента РФС.

Виталий МУТКО

НЕ БУДУ СКРЫВАТЬ - СИТУАЦИЯ СЛОЖНАЯ

Подпункт 7 пункта 2 статьи 22 ("Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе") главы 3 ("Особенности рекламы отдельных видов товаров") Федерального закона "О рекламе":

"Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений".

- "СЭ" стало известно, что вы отправили письмо в Федеральную антимонопольную службу с просьбой помочь в разрешении противоречий, возникающих между интересами спонсоров турниров ФИФА и УЕФА и новым законом РФ "О рекламе"...

- Да, подобные противоречия действительно существуют, и мы пытаемся их решить. И не только через антимонопольные службы, которые контролируют исполнение этого закона, но и другими возможными путями, которые я не хотел бы сейчас оглашать. Понимаете, закон - есть закон: если он принят, его надо исполнять. Но возникает целый ряд проблем, прежде всего экономических. И надо искать пути их разрешения.

- Проблемы заключаются только в финансовых потерях?

- Нет, есть и многое другое, что измеряется не только деньгами, - мы не сможем принимать у себя крупные турниры, да и отношение к нашим участникам этих турниров изменится далеко не в лучшую сторону. У Лиги чемпионов, чемпионатов мира и Европы централизованный маркетинг, и если Amstel или Heineken становится спонсором турнира, они хотят купить весь пакет, без каких-либо исключений. Представьте теперь ситуацию, когда с 51 страной никаких проблем нет, а 52-я эти проблемы создает...

- То есть закон, запрещающий рекламу пива, требует доработки?

- Если наше общество считает, что пиво - источник зла, то спорить с этим очень сложно. Но мы находимся в европейском и мировом сообществе, которые этих взглядов не придерживаются. И если у нас есть желание взаимодействовать с ними, нужно как-то приспосабливаться.

- Насколько велики будут проблемы российских клубов? Могут ли их заставить играть свои матчи за пределами нашей страны?

- До того, чтобы проводить матчи за пределами России, дело, конечно, не дойдет. Но проблемы перед телеканалами, организаторами, клубами встанут очень непростые. Вот, скажем, попадем мы на "Ливерпуль" в Кубке УЕФА, где до четвертьфинала реклама нецентрализованная и мы обязаны предоставлять 50 процентов ее сопернику. А у Ливерпуля главный спонсор - Carlsberg. И попробуй здесь сделать так, чтоб и овцы были целы, и волки сыты. Потери в любом случае будут неизбежны.

- Каким вы видите выход из создавшейся ситуации?

- Выходом может быть поправка к закону или специальное решение законодательных властей. Но этот вопрос во все времена осложнялся тем, что те, кто хочет послаблений для ограничения рекламы пива, сразу обвиняются в лоббировании пивных компаний. Между тем, по нашим подсчетам, российский футбол потеряет на введении этого закона 20 - 25 миллионов долларов, половины из которых недосчитается сборная. Участие России в крупных турнирах будет в таких условиях невыгодно всем - и организаторам, и спонсорам.

Борис ЛЕВИН

ЩИТОВ HEINEKEN НА МАТЧАХ МЫ НЕ УВИДИМ

- Если матч будет проходить на территории Российской Федерации, по Закону о рекламе мы не имеем права и не будем размещать рекламные щиты на стадионе, - сообщила вчера корреспонденту "СЭ" Александру БОБРОВУ директор по связям с общественностью группы Heineken в России Анна Мелешина.

P.S. В новом сезоне спонсором Лиги чемпионов опять будет не Amstel, a Heineken.

ВО ФРАНЦИИ ПИВО РЕКЛАМИРУЮТ, НО ТОЛЬКО БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ

Без рекламы на спортивных сооружениях алкогольных напитков и табачных изделий Франция живет уже пятнадцать лет. Ее запретил принятый в январе 1991 года закон, прозванный по фамилии тогдашнего министра здравоохранения законом Эвена.

- Поначалу в спортивных кругах поднялся переполох, - рассказал мне вчера руководитель международного отдела France Football Ксавье Барре. - Но постепенно клубы отыскали других спонсоров. На рекламный рынок вышли, например, агрессивно развивавшиеся компании мобильных телефонов. С другой стороны, французские футбольные клубы были мало завязаны на компаниях, производящих табачную и алкогольную продукцию.

Когда же во Франции проходили матчи Лиги чемпионов, на стадионах рекламировалась безалкогольная марка пива Amstel. От традиционного логотипа на форме приходилось отказываться также некоторым приезжавшим в страну командам, так что выглядели они на поле поистине непривычно. Но закон, надо сказать, соблюдается очень строго.

Александр ПРОСВЕТОВ

"ЛУЖНИКИ" ЗАКОН НАРУШАТЬ НЕ БУДУТ

В беседе с корреспондентом "СЭ" Константином АЛЕКСЕЕВЫМ ситуацию прокомментировал Олег Григорян - директор БСА "Лужники", на которой "Спартак" планирует принимать соперников в Лиге чемпионов.

- Считаю, что так резко вводить запрет на рекламу и продажу пива нельзя, - заявил Григорян. - "Лужники" терпят из-за этого серьезные убытки: приходится закрывать завод по производству этого напитка, убыточной становится работа буфетов. Теряют свободу выбора болельщики, они станут менее активно ходить на стадионы. Следует выходить с просьбой о внесении дополнений в закон. Я бывал на множестве зарубежных арен, там никому в голову не приходит запрещать реализацию этого напитка.

Пока не знаю, как "Спартаку" удастся проводить матчи Лиги чемпионов. Мы на нарушение закона не пойдем, щиты с рекламой пива размещать не станем. Значит, придется искать выход из положения. Знаю, что не исключен вариант, при котором "Спартак" будет играть за пределами нашей страны.

ЖЕСТКАЯ ПОЗИЦИЯ ПИВОВАРОВ

Как сообщили корреспонденту "СЭ" Павлу НОВИКОВУ в рекламно-коммерческой службе ФК "Локомотив", со схожими проблемами клуб сталкивался два года назад, когда сам выступал в Лиге чемпионов. В ту пору УЕФА был готов закрывать глаза на отсутствие рекламных щитов одного из спонсоров турнира, но только во время матчей группового турнира. Что касается последующих стадий, то тут Европейский футбольный союз был непреклонен - либо решайте вопрос с местными органами власти, либо играйте на нейтральном поле. Справедливости ради, тогдашняя редакция федерального "Закона о рекламе" была мягче нынешней.

Да и позиция самой компании Amstel со временем стала более жесткой. К примеру, в Норвегии в качестве выхода из положения предложили было разместить на стадионе рекламный щит, оформленный во вполне узнаваемом стиле и похожем на символику компании, но со слоганом "Желаем красивого футбола". Однако такое решение пивоваров не устроило.

Источник: СЭкс

Засунь свой голос куда хош



Искать на Демографии России