Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia статистика факты мнения консультации новости

ЕВРЕИ И ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ

С 9 по 16 октября 2002 г. (3-10 месяца мархешван 5763 года по еврейскому летоисчислению) в России пройдет всеобщая перепись населения. Ее огромное значение для России понятно и вряд ли требует комментариев. Достаточно сказать, что это первая перепись с тех пор, как распался Советский Союз. Но помимо этого, Перепись-2002 может стать важнейшим событием для еврейской общины. Пожалуй, впервые с 1897 (когда состоялась первая научно обоснованная перепись населения в Российской Империи) мы можем получить правдивую картину численности и, отчасти, образа жизни российских евреев. Картину, которая сложилась на момент перехода к новому веку, подводящую итог веку предыдущему - со всеми страшными и радостными для нашего народа событиями. Массовая эмиграция в Америку в предреволюционный период, первые волны алии, погромы времен гражданской войны, ассимиляция советского периода, Катастрофа, сталинская политика государственного антисемитизма, образование Государства Израиль, алия брежневского периода и, наконец, падение “железного занавеса”, возвращение сотен тысяч евреев в Израиль в последние 10-12 лет. Какими мы вышли в новый век, сколько нас осталось, сохранили ли мы наши традиции?

Перепись в нашей истории

У еврейского народа отношение к переписи особое. Возможно, наши предки были первым народом в истории, который провел собственную перепись. “И говорил Б-г, обращаясь к Моше в пустыне Синай, в шатре откровения, в первый день второго месяца после исхода их из страны Египетской, так: “Произведите исчисление всего общества сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их...”, - так начинается четвертая часть Торы “Бемидбар”.

Раввин Й. Герц, автор комментариев к наиболее популярному сейчас русскоязычному переводу Торы “Сончино”, обращает внимание на то, что, применительно к той, первой, “всееврейской” переписи в пустыне Тора употребляет два выражения: “Съу эт рош” (т.е. определите число людей поголовно) и “пкод”. Слово “пкод” имеет более широкий смысл: выяснение в ходе переписи дополнительных деталей, а если точнее, “проверить с целью определения качеств и достоинств каждого в отдельности”. Р. Й.Герц пишет, что первоначальное, самое древнее название четвертой книги пятикнижия - “Хумаш ха-пкудим”, то есть “пятая часть о переписи”, и лишь позднее эту книгу стали называть “Бемидбар” (“В пустыне”). В Торе говорится и о следующей переписи, которая была произведена по велению Б-га уже в конце странствий по пустыне, непосредственно перед началом завоевания Земли Обетованной. На основании полученных результатов впоследствии происходило распределение земель между коленами Израиля.

Даже не будучи мудрецом Торы, трудно не увидеть смысл этих фрагментов: исходящее от Самого Всевышнего приказание проводить перепись народа в переломные моменты истории. Причем, перепись, если можно так выразиться, не только количественную, но и “качественную”.

Перепись как оценка себя

За последние десять с небольшим лет еврейская община России стала объектом многочисленных и порой весьма ожесточенных дискуссий. Какова ее (то есть наша) численность? В какой мере мы сохранили связь с еврейской традицией? Как относиться к процессу ассимиляции, неизбежному в условиях
многонациональной страны, и в частности, к так называемой “проблеме смешанных семей”? Вопросы отнюдь не праздные. Острее всего они проявляются, когда речь заходит о репатриации. Так, Ариэль Шарон в ходе своего сентябрьского визита в Москву заявил, что мечтает о возвращении в Израиль еще миллиона российских евреев. В то же время, как известно, есть немало противников продолжения “русской алии” в ее нынешнем виде. Они утверждают, что основная масса евреев уже покинула страны бывшего СССР, а подавляющее большинство уезжающих сейчас составляют люди, чья принадлежность к еврейству вызывает большие сомнения. Перед лицом возрастающей угрозы новой арабо-израильской войны междоусобные споры несколько поутихли, но всем понятно, что они могут возобновиться в любой момент с еще большей ожесточенностью.

Впрочем, “количественный и качественный” состав алии - только одна сторона вопроса. Новый президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Леонид Невзлин - судя по ряду его выступлений - вообще считает, что эпоха массового исхода евреев из России закончилась. Невзлин рассматривает РЕК как
общественный фонд, задача которого аккумулировать денежные средства и с наибольшей эффективностью использовать их для возрождения еврейской жизни именно в России. В России строятся новые синагоги, еврейские школы, растет число изучающих иврит, функционирует множество религиозных и светских организаций, но участвует во всем этом сравнительно небольшая часть российских евреев. Можно ли привлечь к жизни еврейской общины остальных, и если да, то на какой основе? Размышления на сей счет неизбежно возвращают все к тому же вопросу о “количестве и качестве”. Иными словами, сколько нас, и какие мы. Те, кто изучает современное российское еврейство, существенно расходятся даже в вопросе о численности.

По официальным оценкам, после Большой алии в России осталось порядка 400 тысяч галахических евреев. С этим категорически не согласен один из самых авторитетных исследователей, составитель новой Еврейской энциклопедии Зеев Вагнер.* По его мнению, эта цифра занижена в 2-3 раза. Кроме того, считает Вагнер, нужно учесть людей, которые не являются евреями по Галахе, но имеют еврейское происхождение и знают об этом. (См. “Iностранец”, 07.08.2001 г. ) По мнению З.Вагнера, нам никуда не уйти от серьезнейшего противоречия между традицией и менталитетом современных, светских российских евреев по вопросу, кого считать евреем. Согласно традиции (то есть по Галахе), еврейство передается по материнской линии, в то время как многие евреи в России, формально признавая этот закон, на практике не видят разницы между еврейством по матери или по отцу. Все большее число людей становится на ту точку зрения, что национальность человека, рожденного в смешанном браке, - дело его личного выбора.

Возможно, в конце концов, общественное мнение и в России, и в США, и в Израиле склонится к тому, чтобы не стричь всех под одну гребенку, а тщательно разбирать каждый индивидуальный случай на основе таких критериев, как национальное и религиозное самосознание человека (не путать с формальным прохождением гиюра), отношение к Торе, знание языка, приверженность наиболее важным традициям.

Как бы то ни было, совершенно ясно, что российское еврейство уже сегодня нуждается в глубоком, статистически обоснованном исследовании самого себя. Причем, наибольшая достоверность, на мой взгляд, будет достигнута, если еврейская община России будет рассматриваться не изолированно, а в
контексте глубокого анализа всего российского общества.

Уникальный шанс

Предстоящая в октябре 2002 года Всероссийская перепись населения, в сущности, станет для российского еврейства первым за многие десятилетия уникальным шансом познать себя. Предстоящая перепись может дать совершенно неожиданные результаты, если брать за точку отсчета предыдущую, всесоюзную, которая проводилась в 1989 году.

Прекращение политики государственного антисемитизма привело к тому, что те евреи, которые пытались скрывать свою национальность, постепенно перестали это делать. Исчезли какие-либо причины скрывать знание иврита и, тем более, языка идиш. Кроме того, как объявило руководство Госкомстата России, переписной лист будет заполняться исключительно со слов опрашиваемого, без
предъявления каких-либо документов, подтверждающих то, что он о себе скажет. Это дает возможность объявить о своем еврействе тем людям, которые будучи евреями или “половинками”, в былые годы записали в своих документах другую национальность.

Шанс, который дает Перепись-2002, уникален еще и потому, что ответ на вопросы о национальности, родном языке, знании других языков (то есть обо всем, что связано с национальной самоидентификацией) не может как-либо повлиять на дальнейшую жизнь человека. Ни в положительном смысле - для тех, кто хочет “записаться” евреем ради возможности уехать, ни в отрицательном - для тех, кто опасается антисемитских преследований. Технология обработки данных, применяемая Госкомстатом, такова, что к моменту ввода информации в компьютерную систему все персональные данные - имя, фамилия и т.п. - будут уже уничтожены. А пересмотреть эти данные до ввода в машину - задача, физически невыполнимая. Иными словами, никто кроме сотрудников Госкомстата не увидит персональных данных, а значит, у человека не будет никаких причин ни “притворяться” евреем, ни скрывать свое еврейство.

Современный мир охвачен бурными событиями. Кто знает, когда еврейская община России получит следующую возможность правдивой и беспристрастной самооценки? А значит, упустить предоставленный шанс ни в коем случае нельзя.

2001.10.29

Григорий Меламедов
Пресс-служба Госкомстата

позаимствовано с сайта переписи

Перепись населения России 2002
обсудить на ReForum+ ответить письмом посетите сайт нашего спонсора демография россии