Добро пожаловать: Вы находитесь на сайте demography.narod.ru. Сайт посвящён проф. Д. И. Валентею. Справки и пожелания шлите на адрес: demographer@demography.ru

Российско-белорусский кризис

Анализ последних действий белорусского руководства (сентябрь – октябрь 2006 г.) позволяет сделать неутешительный для российского руководства вывод: многолетняя попытка умиротворения А. Лукашенко, а также безропотная политическая, экономическая, финансовая, ресурсная, рыночная, международная и военно–стратегическая поддержка белорусского правящего режима провалилась. Как и на Юге, так и на Западе мы сейчас имеем практически распоясавшийся от безнаказанности субъект международного права, демонстрирующий поистине ненасытные желания по дальнейшей колониальной эксплуатации России.

Утопив за три летние месяца в бесконечных согласованиях и переоценках переговоры о поставке газа в РБ на 2007 год (в 2006 году Белоруссия получает газ по цене в 46,68 USD за тысячу м.куб. – самая низкая цена газа в Евразии, «Газпром» планирует с 1 января 2007 года поднять цену газа для Белоруссии до 200 USD за тысячу м.куб. Для примера, Германия получает российский газ по 260 USD, Литва в 2007 году получит газ по 190-200 USD), А. Лукашенко приступил к подготовке полномасштабного российско – белорусского кризиса. На что рассчитывает белорусский президент?

А.Лукашенко выстраивает свою стратегию на четырех «точках». Первая – белорусский президент уверен, что даже при полном провале газовых переговоров ОАО «Газпром» никогда больше не отключит республику от газа. Не рискнет… В виду этого, для Минска нет фактора времени, он может издеваясь тянуть время с обсуждением цены газа на 2007 год до следующего 2008 года, периодически приманивания топ-менеджеров «Газпрома» производственными активами «Белтрансгаза» или шантажируя Кремль союзным договор.

Вторая «точка» опоры – А. Лукашенко уверен, что В. Путин не рискнет в преддверии российского избирательного марафона демонтировать Союзное Государства России и Белоруссии, так как данное мероприятие может добавить головной боли при передаче власти. Шантажируя угрозами «союзного значения» и интенсивно «раскачивая лодку», Лукашенко надеется поставить Путина на колени.

Третья - Лукашенко уверен, что он сумеет консолидировать Восточную Европу, в первую очередь Польшу и Литву, основных покупателей транспортируемого через Белоруссию российского газа, в единый фронт против «газового шантажа» России, как минимум, нанося существенный вред имиджу России как стабильного поставщика газа на Запад. Однако это консолидация может иметь и более серьезные последствия: демонстрация «утери контроля» Россией над Белоруссией позволит Восточной Европе кричать на весь мир о превращении России в страну-изгоя, способного только размахивать энергетической дубинкой.

Четвертая - У Москвы нет времени для разборок с А. Лукашенко. С мая 2007 года Россия уйдет в год выборов, а там еще пару лет Москве будет не до Минска.

Отсюда и основное приоритеты белорусских властей в их отношениях с Москвой: не только ни каких компромиссов с Россией, но и заставить российское руководство публично признать свои обязательства по неограниченному обеспечению Белоруссии российскими энергоресурсами по внутренним российским ценам. Есть и личная цель: А. Лукашенко рассчитывает одержать вверх над В. Путиным и публично унизить российского президента.

Уверенный в своей победе, А. Лукашенко не собирается даже рассматривать цену производственных активов ОАО «Белтрансгаза», которую по согласованию с Минском и Москвой («Газпром») проводит нидерландский банк. Белорусский президент считает, что приманив «Белтрансгазом» «Газпром» он уже выиграл в главном – во времени. Действительно, в сентябре газовые переговоры так и не возобновились, как впрочем, и в октябре.

В настоящее время А. Лукашенко применяет жестко скоординированный между ведомствами РБ комплекс мер против Москвы, включающий следующие задачи:

1) непрерывно «бомбить» «Газпром» бесконечными делегациями газовых попрошаек, постоянно приезжающих из Минска с пустыми руками;

2) шантажируя разрывом союзных соглашений, постепенно наращивать информационную войну против российского руководства. Начало было положено выступлением А. Лукашенко на пресс-конференции от 29 сентября, где белорусский президент пообещал разрушить Союзное Государство, если ему повысят цену за российский природный газ;

3) организовать полномасштабную кампанию шантажа российского руководства посредством дипломатических шоу с Каракасом, Баку, Киевом. Пекином;

4) активизировать коммуникации со странами ЕС и США, уже выразившими свое возмущение «давлением» «Газпрома» на Белоруссию.

Предательский удар в спину партнера по Союзному Государству в момент разгара российско–грузинского кризиса (заявление о грядущем разрыве союзных отношений – 29 сентября 2006 г.) являлся естественным элементом антироссийской стратегии А. Лукашенко и был восторженно встречен в Тбилиси, одновременно дав возможность в Европе и США заговорить о том, что «даже А. Лукашенко выступил против Москвы».

На призыв российского руководства закрыть доступ на российскую территорию граждан Грузии, направляющихся через Киев, Гомель, Могилев и Минск в Санкт – Петербург и Москву, белорусское руководство ответило надменным отказом. На прошедшей неделе А. Лукашенко на встрече с президентом Азербайджана заявил о готовности поучаствовать в транзитных энергопроектах, огибающих территорию России, в связи с чем, фактически оказался в роли ассоциированного члена ГУАМ.

Призыв Приднестровья признать это государственное образование не вызвал в Минске поддержки. В данном случае в Москве никто не ждал от А. Лукашенко признания Приднестровья, но можно было хотя бы обойтись от демонстративных жестов в стиле Саакашвили в сторону Кишинева.

В 2006 году партнеры по Союзному Государству окончательно перешли в своих отношениях на уколы и пинки. На 78 ограничений экспорта российских товаров на территорию Белоруссии летом текущего года появилось предписание МРЭТ РФ об исключении белорусских товаров из списков государственных закупок. Москва на треть ограничила подачу сырой нефти на белорусские НПЗ. Минск тут же овладел железнодорожным нефтеналивным терминалом на российской территории (Смоленская область).

С начала октября идет настоящая эскалация белорусского давления на Москву. Не проходит и дня, чтобы Минск не организовал какую-нибудь очередную акцию против России. То затруднит транзит автомобилей из Калининград (перегон автотранспорта из Европы), то приступит (с 16 октября) к ревизии договоров, обеспечивающих функционирование российского газопровода «Ямал – Европа». В частности, изыскиваются возможности аннулирования разрешений земельных участков под «трубой» Минск, как всегда, пытается решить проблемы с Москвой, «играя» на российском транзите.

«Сейчас довольно сложный период. Наши страны еще не определились с ценами на газ. Мы вынуждены защищать себя от поступления нелегального товара. Мы не можем зарабатывать большие деньги на нефти и газе, и вынуждены зарабатывать их другим способом» (Депутат нижней палаты белорусского парламента Сергей Киселев) (АФН). В общем, «зарабатывают»…

Между тем наш транзит через РБ уже сейчас частично парализован указом белорусского президента № 536 от 28 августа 2006 года. Кроме роста транзитных сборов, Минск упорно присваивает себе право подменять российских таможенников в поисках контрабанды на российском транзите. К сентябрю текущего года объем конфиката российских товаров достиг 100 млн. USD. В итоге, сейчас до тысячи автофур постоянно стоит на таможенных терминалах российско–латвийской границы. Мы так успешно доинтегрировавлись с Белоруссией, что наш «дальнобойщик» готов бежать от «братского» Лукашенко сломя голову даже через «вражескую» Прибалтику. Это лучшая, скажем так, народная, оценка успеха строительства Союзного Государства.

У нас нет иллюзий в отношении абсолютно пустых и ничем, кроме фантазий, не обоснованных мифов о белорусской нефти то в Венесуэле, то в Азербайджане. Нефти в Азербайджане мало и ее не хватает даже для трубопровода Баку – Джейхан. Казахская нефть пока за Каспием. Сейчас даже зачетные схемы невозможны по примеру российского и туркменского газа. Меняться нечем…

Рождественские сказки о нефти Венесуэлы войдут в историю, как белорусская «Панама». Подписав пока только контракт на разведку нефти в Венесуэле, причем на месторождении, где нефть настолько засорена серой, что еще нет даже технологий для ее переработки, в Минске уже заговорили о том, что через 5-10 лет благодаря продаже нефти из Венесуэлы в США (!) Минск заработает те 8 млрд. USD, нужных ему для закупки по рыночным ценам российского газа и нефти. Белорусские власти хотя бы представляют сколько нужно качать этой «тяжелой» нефти из малярийных болот венесуэльских джунглей, чтобы заработать 8 млрд. USD? И сколько необходимо инвестиций для этого прорыва на американские рынки белорусско–венесуэльской нефти? А ведь есть простой расчет – не менее 1,3 млрд. USD на разработку только 1 млн. тонн в течении 10 (!) лет. С учетом того, что надо как-то и с Каракасом рассчитываться, то больше 30 USD с барреля не получить, то есть около 200 USD с тонны. Итого, чтобы освободиться от энергетической зависимости от России Минск должен сбывать в «логово империализма» - США, не менее 40 млн. тонн нефти в год. И ни цента сверху. Но для создания столь могучего промысла (2/3 современного «Лукойла») Минск должен инвестировать в Венесуэлу за десять лет не менее 50–55 млрд. USD, построить вышки, трубопроводы, порты, дороги, поселки, больницы, школы, организовать рейс «Каракас–Минск», чтобы возить за 17 тыс. км вахты белорусских нефтяников, а затем судорожно бросая все, эвакуировать своих из-за очередного переворота… Что на все это сказать? Если белорусское руководство желает выглядеть клоунами, то мешать ему не стоит…

Так что шантаж Москвы Минском до определенного момента выглядел как рэкет подростков на школьной перемене…

Однако, по-видимому, с ГУАМом Минск «переиграл» и не заметил, как перешел «точку возврата». Сейчас он ударно движется к полномасштабной конфронтации с Москвой. Ситуация, судя по обстановке, приобрела необратимый характер. Фактически Белоруссия под управлением А. Лукашенко объявила нам пока «холодную», но совершенно реальную войну.

Подтверждением тому явилось последняя по времени подножка партнеру по Союзному Государству, обнаружившаяся 22 октября в Тегеране, где министр иностранных дел РБ С. Мартынов официально заявил о поддержке Минском ядерной программы Ирана. С учетом того, что на наступившей неделе России – партнере Белоруссии по Союзному Государству, предстоит сложная дипломатическая работа в Совете Безопасности ООН, где будут идти дебаты по иранской ядерной программе, то в свете заявления С. Мартынова российская дипломатия может оказаться в ловушке. С учетом того, что Минск постоянно публично утверждает, что его внешняя политика полностью скоординирована с внешней политикой России, представителям РФ в ООН придется доказывать, что Москва в своем отношении к ядерным исследованиям в Иране далека от лицемерия и двойной игры… Минск как всегда безнаказанно нанес очередной удар в спину России.

Перспективы мрачные. В ноябре – декабре Минск сорвет переговоры по газу. С декабря А. Лукашенко вступит в российскую предвыборную кампанию на стороне противников блока В. Путина. К Новому Году белорусский президент будет давить на «Газпром» в дружной кампании из президентов Польши, Украины, Литвы и моральной поддержки всей Европы и возможно США. Неужели у нас еще есть иллюзии, что с белорусским президентом можно договориться?

Мы часто говорим, что А. Лукашенко – недоговороспособен. Это верно лишь частично. Он исключительно верен своим обязательствам в отношениях с Западом, с той же Германией, Чехией и т.д. Его слово, что кремень в «серых» сделках по газу и нефти. Однако идти на компромиссы с Российским государством А. Лукашенко считает для себя позором. Россия, по его мнению, колония, ей необходимо диктовать условия, которая она обязана безропотно принимать. К сожалению мы сами вырастили и выкормили этого исключительно капризного националиста у порога нашего дома. Сейчас он хватает своими зубами нас за руки…

Мы должны понимать, что А. Лукашенко – опасный противник. Его аппетиты ненасытны, инстинкт власти поистине маниакальный. Ему даже всей России мало. Он не берет в плен, за Вашей головой он придет в Ваш дом и спалит его вместе с Вашими детьми. За двенадцать лет властвования в Белоруссии А. Лукашенко превратил ее и так слабое политическое поле в пустыню смерти, оппозицию, как пленных продал Западу в антироссийский легион, и сейчас ждет не просто дармовых энергоресурсов от России, а татарской средневековой дани и проявления рабской покорности. Мы должны понимать, что он уже почти победил «Газпром», а следовательно и Кремль, и буквально через пару месяцев на потеху всей Европы Лукашенко будет топтать сапогами всю нашу правящую элиту, включая и собственную «пятую колонну».

Мы должны понять, что белорусы нам ставят ультиматумы, что договариваться с нами А. Лукашенко не желает, что союзная Белоруссия находится в общем ряду наших соседей с Запада, считающих, что мы должны с ними безвозмездно делиться всем, что сохранили наши предки – нефтью, газом, пресной водой, воздухом, лесом, рыбой и даже землей. Взамен нам предложат Энергетическую хартию и ВТО. Между прочим, Белоруссия обеими руками за Энергетическую Хартию.

Мы должны понять, что Белоруссия нам не союзник, а просто нанятый за 7 млрд. USD в год прямых и косвенных льгот и привилегий геополитический ландскнехт. Даст Запад больше, так мигом белорусский солдат окажется в Ираке. Белоруссия и так поразительно быстро проходит путь, который уже пробежала Грузия. В конце концов, если нам так нужен именно «такой» «союзник» на Западе, то давайте вести с ним дело честно и публично, как с наемником – строка в бюджете, контракт с точными формулировками функций дорожно – постовой службы и количества пограничных дозоров с союзно-пограничными собаками.

Но пока мы увлеченно придаем экономическое звучание «братству народов» у нас на руках оказался тихо подкравшийся полномасштабный российско – белорусский кризис.

Что делать? Не влезая в полемику с Минском, спокойно и системно готовиться к политической схватке. Готовиться и психологически, так как в Минске уже сейчас «солят» седых стариков с медалями, которых через несколько недель начнут таскать с проклятиями в адрес Москвы по белорусским телеэкранам.

Безусловно, российское руководство не должно вступать в кризис неподготовленным. Подготовка к обострению отношений между Москвой и Минском должна начаться уже сегодня, чтобы потом никто не мог бы нас упрекнуть, как это уже происходит в отношении российско – грузинского кризиса, что мы занимаемся компанейщиной.

Подготовка должна быть разделена на три блока решений и мер противодействия А. Лукашенко.

Первый блок должен быть направлен на решение стратегических задач в отношении союзной нам Белоруссии – ревизия союзных договоренностей, обследование комплекса вопросов, связанных с экономической интеграцией, выполнением союзных программ, проблемами с союзной собственностью. Стоит провести альтернативный анализ военно – стратегического значения РБ. Определиться в плане энергетической интеграции с Белоруссией и созданием на базе устаревшей трубы «Белтрансгаза», требующей срочных вложений на ремонт и модернизацию, совместного предприятия (не стоит забывать, что инвестиции в Белоруссии не защищены). В итоге должна появиться четко сформулированная стратегия России на западном направлении постсоветского пространства с суммой конкретных директив для каждого федерального ведомства и областных администраций.

Второй блок (тактический) должен быть связан с разруливанием приближающегося кризиса с Минском. Помимо чисто ведомственных мер, связанных с пресечением воровства газа из магистральных газопроводов, так как нет сомнений, что А. Лукашенко, отвергнув контракт с «Газпромом» вообще перестанет платить за газ, т.е. установления счетчиков и т.д., необходимо срочно провести инвентаризацию белорусской собственности, включая в первую очередь недвижимость, на российской территории. Должны быть подготовлены иски «Газпрома» в суды для немедленной конфискации данного имущества. Стоит продумать меры замораживания и даже конфискации финансовых активов белорусского государства в российских банках, движимого имущества, долей в акционерных обществах, транспортных средств. Отдельная работа – подготовка мощной и разоблачительной информационной войны.

Сотрудничество в области ВПК должно быть подготовлено к замораживанию. Торговля оружием свернута. Допуски к секретам пересмотрены. Проверены списки белорусских курсантов, обучающихся в российских военных вузах.

Особое внимание должно быть уделено белорусскому лобби в Москве, представители которого прекрасно известны. Мы должны жестко предупредить лобби, что не потерпим по примеру грузинской диаспоры, формирования в России «пятой колонны» А. Лукашенко на российской территории и в российских федеральных и областных ведомствах.

Строго дозированное внимание должно быть уделено белорусскому посольству, представительствам посольства в регионах, лицам, прежде всего региональным журналистам, в последние два года посетившим РБ по приглашениям и подвергшихся там антироссийской обработке.

Стоит внимательно посмотреть на деятельность аппарата Союзного Государства в Москве. Если патриотизм П.Бородина не вызывает сомнений, то деятельность представителей РБ в структурах СГ требует отдельного анализа, тем более, что по-моему, с П.Бородиным в Минске решили распрощаться. А.Лукашенко уже подобрал ему замену. Но пока П.Бородин еще на своем посту, он вместо сочинения глобальных транзитных проектов «Лондон – Берлин - Минск - Москва – Владивосток – Плесецк – Юпитер – Альфа-Центавра», должен буквально жить на транзитных трассах между Брестом и Оршей, не давая в обиду наших перевозчиков.

Стоит подготовить к депортации ряд «засветившихся» местных белорусов, включая режиссеров группы Белорусского Телевидения в Москве. Желательно объявить и приступить к кампании по регистрации белорусских граждан, работающих на территории России без оформления трудового соглашения и получающих зарплату в «конвертах», что нарушает российское законодательство о труде.

С учетом того, что А. Лукашенко славится импульсивным принятием простых решений, российской стороной должны быть продуманы меры по срочному перекрытию западного сектора ПВО, как со стороны Москвы, так и со стороны Калининграда. Не исключено использование российского аналога системы «АВАКС» для перекрытия воздушного пространства на западном направлении, иных средств контроля над воздушным пространством. В ноябре должны быть приняты срочные меры по максимальной автономизации работы двух российских баз на территории РБ.

Третий блок должен состоять из срочных мер противодействия, подлежащих выполнению в ближайшие двадцать пять – тридцать суток. В перечень должны входить меры по срочному введению ограниченного паспортно – пограничного контроля на автомагистралях и в железнодорожных поездах с белорусского направления, что резко ограничит доступ граждан Грузии на российскую территорию. Необходимо предпринять ряд подготовительных мер по пресечению разграбления на белорусской территории российского колесного транзита. Возможно применение даже компенсационных выплат для перевозчиков, уходящих на финское и балтийское направление.

И самое главное, в ноябре месяце должен начать работу кризисный штаб, главной задачей которого до момента начала кризиса должны стать превентивные меры, способные минимизировать последствия расширяющейся конфронтации с нашим западным соседом…

Как только А. Лукашенко почувствует, что против него Российское государство запускает огромный механизм противодействия, он мгновенно уползет в свои болота. Как все жестокие люди, А. Лукашенко трус…

А. Суздальцев, Москва, 22 октября 2006 года

(Статья подготовлена для российского аналитического портала «Аквилон»)



  Словарь Яндекс.Лингво

Найти: на


Mozilla.ru
Бесплатная раскрутка сайта