Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
консультация

Коллизии "сложного" рынка, или как продать "зеленого змия"

содержание
История водки, или источник хаоса и управления в русском государстве
 
 
Вымирающее российское виноградарство?

Власть не любит, когда ее ВИНят...

Молдавия спасет себя... за счет этнофилов России

Еще кое-что о вине

Рынок шампанского и почему "советское шампанское" на западе превращается в "игристое вино"



 
 
 далее
Зелёный ЗмийТрудно отрицать, что алкоголь есть узаконенный в большинстве цивилизованных государств наркотик. Каждая нация имела свой "опиум для народа" (здесь это уже не атеистический эвфемизм), и, пожалуй, для русского народонаселения таким определяющим фактором "нетрезвого поведения" стала именно водка. Хотя в эпоху СССР, как вследствие существования фиксированной цены, так и по причине периодически возникавшего дефицита, водка находила себе конкурентов среди таких видов более дешевых и менее востребованных напитков, как портвейн, сидр и, разумеется, среди непромышленных видов "горячительного" (самогон, бражка и прочее). 

По причине неоднозначного отношения в умах человечества к алкоголю в различных странах на его реализацию и потребление периодически налагались если не запреты, то ограничения. Не говоря о строгих принципах исламского мира, достаточно вспомнить практику "сухих законов" не по религиозным соображениям в США в 30-е годы ХХ столетия, в России в 1985 году, ценовую труднодоступность спиртных напитков в Финляндии, Швеции и другие опыты воспитания трезвости в масштабах государства.

Тем не менее ничто не бывает так желанно, как запретный плод. А потому всегда рынок алкоголя считается высокомаржевым (в смысле, без "навара" не останешься даже при желании). Как следствие - практически во всех странах мира, где на свободном рынке продаются спиртные напитки, применяется система особенного налогообложения в виде акцизов. Однако, как правило, только на высоком налогообложении государство в плане контроля над рынком алкогольной продукции не останавливается. В России к тому же работает эффект большого исторического наследия: это практика пяти государственных монополий на алкогольном рынке. Поэтому даже попытка создать условия свободного рынка в данной, столь зарегулированной отрасли в период 90-х годов скорее произвела хаос, нежели естественные экономические отношения. Это похоже на тотальную амнистию, когда на свободе оказывается множество сил с непредсказуемым и зачастую антисоциальным поведением. Сейчас специалисты говорят о затоваренности алкогольного рынка. Количество предприятий, производящих крепкие напитки в РФ, на сегодня достигает тысячи, в то время как рациональным количеством было бы 250-300 заводов (контролируемых и выпускающих качественную продукцию) и около 40 дистрибьюторов против 1,5-2 тысяч на сегодня. Тем не менее пока и возврат к регулированию и жесткому контролю не приводит к ожидаемому результату. Есть все основания задаться вопросом: как при столь "внимательном" отношении к рынку алкоголя со стороны властей в России от 30% до 80% (таков диапазон вполне официальных оценок) оборота крепких напитков уходит "в тень", т.е. производится и продается абсолютно нелегально? Среди такой продукции оказываются как вполне приличные напитки, так и суррогаты. Хотя не стоит забывать, что значительная часть отравлений алкоголем, число которых из года в год стабильно растет (и эти цифры открыты), приходится на употребление т.н. "продукции двойного назначения" - спиртосодержащих парфюмерно-косметических жидкостей и продукции бытовой химии. 

Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в России

обсудить на ReForumE+
ответить письмом
гостевая книга
стать спонсором
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта