Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
консультация

In vino veritas. Краткий экскурс по рынку вина.

История водки, или источник хаоса и управления в русском государстве
 
 
Вымирающее российское виноградарство?

Власть не любит, когда ее ВИНят...

Молдавия спасет себя... за счет этнофилов России

Еще кое-что о вине

Рынок шампанского и почему "советское шампанское" на западе превращается в "игристое вино"



 
  далее
источник
I love this gameВиноградное вино - напиток, получаемый спиртовым брожением виноградного сока (сусла) или мезги. Производство вина известно с древнейших времен: оно было развито уже примерно 4 - 6 тыс. лет назад в странах Ближнего Востока, Закавказья, в Древней Греции, Римской империи. В настоящее время виноградные вина производятся примерно в 45 странах мира. Основными производителями виноградных вин в мире являются Франция, Италия и Испания. 

Винодельческие районы России расположены в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, а также в Дагестане. Эти районы довольно резко различаются по климатическим условиям, поэтому и виноделие развивается в них в разных направлениях. 

Крупнейшим поставщиком в РФ вина является наш сосед, обладающий всеми природно-климатическими возможностями для создания этого напитка, - Молдавия. 

Основным направлением виноделия Молдавии является производство легких натуральных вин, виноматериалов для игристых вин и коньяков. Хорошие белые натуральные вина получают в северной и средней части Молдавии из винограда сортов алиготе, рислинг и траминер. Эти вина обладают приятным ароматом, достаточной гармоничностью вкуса. В Грузии основным является производство высококачественных натуральных вин, а также виноматериалов для игристых вин и коньяков. Армения - один из древнейших винодельческих районов. Наиболее развито виноделие в Эчмиадзинском, Аштаракском, Арташатском, Ноемберянском и Ехегнадзорском районах. Азербайджан производит натуральные и десертные вина, а также виноматериалы для коньяка и игристых вин. 

Во второй половине ХХ столетия карта мирового виноделия начала резко меняться. На авансцену начали выходить вина Нового Света - Аргентины, Чили, Перу и других государств Латинской Америки - и Австралии. И если поначалу мало кто среди мэтров виноделия - во Франции, Италии, Греции - придавал значение скромным попыткам "выскочек" прорваться на мировой рынок вин, то уже в последние 10-15 лет некогда неоспоримые лидеры почувствовали, что их трон пошатнулся. В последние несколько лет доля вин Нового Света в суммарном мировом потреблении вина стремительно увеличивается. Так, если в 1997 году доля вин Нового Света составляла 22%, то в 2002 году этот показатель увеличился уже до 29%. Экспорт аргентинского вина, например, только за последние пять лет увеличился более чем на 100 млн долларов - до 140 млн долларов в год. К 2005 году, по прогнозу Института вина Калифорнии, объем экспорта вина из США достигнет миллиарда долларов. Схожая ситуация отмечается и в других новых винодельческих регионах. В прошлом году экспорт вина из Австралии увеличился на 21% - до 1,2 млрд долларов. Своим успехам "новые" вина прежде всего обязаны удачному сочетанию цены и качества. В странах Нового Света вино производится крупными международными компаниями с помощью современного оборудования при поддержке профессиональных менеджеров и мировых знаменитостей в области энологии (наука о вине). Все это позволяет собирать урожаи винограда и делать из него качественные вина с гораздо меньшими затратами, чем в Европе. 

Бурный рост поставок вина из Нового Света серьезно ударил по позициям "старых" виноделов, конкурентоспособность которых на рынке стремительно падает. "На мой взгляд, причина снижения популярности французского вина лежит исключительно в экономической плоскости, - сказал представитель холдинга "Винный Мир" Андрей Егоров. - Цены на него значительно возросли после вступления Франции в Евросоюз. А такие страны, как, например, Аргентина, находятся в долларовой зоне, более выгодной для российского импортера. Более того, нестабильное экономическое положение в той же Аргентине позволяет нашим закупщикам договариваться о еще более низких ценах. Так что нам действительно выгоднее импортировать вина Нового Света - они значительно дешевле и по качеству ничем не уступают французским". 

Однако под конец 2003 г. в газете The New York Times появилась статья, в которой утверждается, что потепление климата, отмечающееся на планете в последние десять лет, благоприятно сказалось на производителях вина в Европе. Не исключено, что мотив таких заявлений лежит в плоскости попыток реабилитировать популярность "старосветских" вин. По словам авторов публикации, благодаря тому, что среднегодовая температура в этих странах на фоне глобального потепления выросла в среднем на 2-3 градуса, европейские винодельческие хозяйства стали собирать хорошие урожаи винограда практически каждый год. Об этом сейчас с уверенностью заявляют виноделы Германии, Австрии, Италии (особенно северной ее части) и Франции. По мнению экспертов, подобная тенденция оказалась для "старосветских" виноделов как нельзя кстати: рост производства вина вместе с улучшением его качества должен помочь европейцам сохранить свои позиции на мировом винном рынке, откуда их сейчас вытесняют виноделы из Нового Света. Немецкие виноделы утверждают, что давно уже не припомнят такой хорошей погоды, какая держится в Германии с 1988 года. Благодаря этому каждый год качество урожая, а соответственно, и вина, повышается. Горные винодельческие хозяйства Пьемонта, Бароло и Барбареско (Италия) также полны энтузиазма. "Столько солнечного света каждый год - просто подарок судьбы, - утверждает в интервью The New York Times Анджело Гая, всемирно известный итальянский винодел. - С 1996 года весна начинается в среднем на 20 дней раньше обычного, и поэтому урожай мы начинаем собирать уже в конце сентября, а не в октябре, как это было в 70-х и 80-х годах. Такое значительное изменение климата делает вкусовую гамму нашего вина более насыщенной, добавляя в нее новые необычные оттенки". Франция, традиционный лидер в области виноделия, также выиграла от потепления в Европе. По оценкам экспертов, особенно это коснулось шампанских вин. С 1990 по 1999 год производство шампанского из урожая одного года (single-vintage) стало почти традицией. Вина single-vintage очень ценятся, и, соответственно, цены на них назначаются на порядок выше (речь идет о таких марках шампанского, как, например, Moet et Chandon или Veuve Clicquot). 

В итоге, как считают французские виноделы, потепление способствует улучшению качества их вина, что должно помочь им сохранить свои позиции на мировом рынке. "Вкус - это то, что ценится больше всего, - говорят они. - Вина Нового Света по своей сути - это то же самое, что Coca-Cola". К тому же, отмечают они, у них есть масса других недостатков. Эти вина, например, трудно пить в большом количестве, и они подходят далеко не к каждому блюду классической кухни. "Просвещенный потребитель не найдет в винах Нового Света той индивидуальности и сложности, которые смогли бы удовлетворить его взыскательный вкус", - говорит в своем интервью журналу "Энотека" Бернар Жермен, глава винодельческого предприятия Vignobles Germain & Associes. С этим мнением вполне согласен Антон Панасенко, член Российской ассоциации сомелье и один из самых признанных московских знатоков вина: "Действительно, сегодня конъюнктура немного ушла в сторону от Франции. Но это совсем не умаляет достоинств французских вин. Они по-прежнему сохраняют лидерство, хотя многие французские дома иногда все же изменяют своему стилю, пытаясь сделать вина с более насыщенным и прямолинейным вкусом, как в Новом Свете". 

В силу того, что хорошее вино - напиток недешевый, кризис 1998 г. в РФ не замедлил сказаться на объемах винных возлияний россиян. К тому же социальные психологи подметили тот факт, что в периоды экономической депрессии население стремится потреблять крепкие спиртные напитки как более сильнодействующие, нежели вино. Винная культура требует более обширных знаний о методах выбора и потребления, что также пока мало знакомо большинству россиян. Однако с каждым годом армия российских поклонников винной продукции и даже элитных вин растет, что уже серьезно начинает сказываться на объемах потребления крепких спиртных напитков. 

В начале 2003 г. исследовательское агентство "Бизнес-Аналитика" распространило данные, согласно которым пока в РФ более 60% алкоголя потребляется в виде крепких спиртных напитков (водка, коньяк, ликер, виски, джин, ром и др.), но их доля постоянно снижается. В 2002 г. доля таких напитков в общей структуре потребления алкоголесодержащих напитков составила 63,2%, в 2001 г. - 66,2%, в 2000 г. - 70,1%, в 1999 г. - 73,5%. Как отмечают в "Бизнес-Аналитике", снижение потребления крепких напитков происходит в большей мере за счет водки и среднеценовых коньяков и ликеров. В 2003 г. доля крепкого алкоголя, по прогнозу, должна была снизится до 60,5%, в 2004 г. - до 57,9%, в 2005 г. - до 55,5%. При этом доля потребления вина увеличилась с 5,6% в 1999 г. до 6,5% в 2002 г. и выросла с 7% в 2003 г. до 8,6% в 2005 г., пива - с 17,9% в 1999 г. до 26,9% в 2002 г. и составит 31,9% к 2005 г. 

Таким образом, после провального 1999 года продажи вин стали расти. По данным Госкомстата, резко увеличилось производство вин в России из привозных виноматериалов. Практически все компании отмечают значительное увеличение числа операторов. В качестве примера можно взять молдавский импорт. До кризиса основная масса поставок приходилась на 10-15 компаний. После августа 1998 года их число сократилось до пяти-семи (это, в первую очередь, "Альфа-Эко", "Винорум Сервис", "Дионис Клуб", GB, Garling). А сейчас на рынке появилось еще порядка 40 компаний. Конечно, каждый из новичков по отдельности не может повлиять на ситуацию. Однако в целом они представляют собой грозную силу, с которой вынуждены считаться крупные операторы. Увеличение числа операторов наблюдается не только в молдавском секторе винного импорта. Например, грузинскими винами, по оценкам участников рынка, сейчас занимаются около 20-30 компаний. Еще около 70 компаний разливают грузинские вина в России. Небывалыми темпами (в первую очередь за счет кавказских республик и Краснодарского края) увеличивается количество российских производителей, использующих привозные виноматериалы. За период с 2000-2003 гг. объем импорта вин в РФ вырос в 2,4 раза, до 168,2 млн долл. Однако в основном рост потребления вина в РФ происходит пока за счет импортных напитков, а российское виноградарство медленно выходит из кризиса, спровоцированного сначала кампанией по борьбе с пьянством 1985 г., а затем эпохой экономических реформ.

Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в России

обсудить на ReForumE+
ответить письмом
гостевая книга
стать спонсором
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта