Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
консультация

Высокий градус. Рынок крепкого алкоголя и водки

История водки, или источник хаоса и управления в русском государстве
 
 
Вымирающее российское виноградарство?

Власть не любит, когда ее ВИНят...

Молдавия спасет себя... за счет этнофилов России

Еще кое-что о вине

Рынок шампанского и почему "советское шампанское" на западе превращается в "игристое вино"



 
  далее
источник
twobС 1999 г. обозначилась "вилка" между объемами выпуска и количеством производителей, что демонстрирует довольно отрадное явление: "вымывание" с рынка мелких и полулегальных производителей, - отмечает эксперт РБК Надежда Геращенко. Это дает надежду на постепенное укрупнение рынка, структурирование и повышение прозрачности в деятельности компаний этой индустрии, - заключила она. Но важно, чтобы такую картину не ухудшила политика "покровительства своим" заводам и дистрибуторам в субъектах РФ, которые получили с 2004г. больше полномочий в контроле за товародвижением на рынке алкоголя. 

Тем не менее участники рынка пока смотрят оптимистично на будущее рынка даже в условиях передачи сборов от всех акцизов в регионы. По мнению экспертов компании "Русский алкоголь" (владеет заводом "Топаз"), несмотря на установленные законодательством запреты на некоторые виды продвижения продукции и сепаратистскую деятельность местных властей, движение рынка происходит в сторону более цивилизованных отношений. 

Аналитики отмечают, что в настоящее время происходит усиление позиций основных игроков крепкоалкогольного рынка. Ранее уже определился круг из 15-20 производителей, которые, скорее всего, в дальнейшем и поделят основную часть рынка между собой за счет вытеснения более мелких игроков. Хотя доля местных производителей, согласно статистике, колеблется от 40 до 80% в зависимости от территории. "Если раньше, в конце 90-х годов, в нашей стране существовало только 2-3 федеральные марки, то на сегодняшний день их число значительно увеличилось", - подчеркивают маркетологи "Русского алкоголя". Очевидно, что процесс укрупнения алкогольных брендов положительно сказывается на процессе легализации рынка и, соответственно, на качестве водочной продукции, поскольку потребитель уже устал от обилия марок, в том числе низкого качества. Улучшению структуры и состояния рынка, полагают также эксперты, будет в дальнейшем также способствовать процесс перераспределения сегментов: например, рост доли более дорогих водок - middle, lowpremium и т.д. - на фоне уменьшения доли водочной продукции эконом-класса. 

Аналитики и участники рынка отмечают и переориентацию спроса с крепкого алкоголя на потребление других алкоголесодержащих напитков: с одной стороны, пива и слабоалкогольных коктейлей, с другой стороны - дорогих, но уже ставших доступными россиянам элитных вин, виски, джинов, наконец, малознакомых прежде нашему потребителю абсентов, чилийского писко и прочее. Однако противники столь радужных взглядов утверждают, что суммарно потребление алкоголя все равно растет и ожидаемого замещения крепких напитков более "слабым градусом" не происходит. 

В свою очередь, эксперты компании "Бизнес Аналитика" (Business Analytica) полагают, что душевое потребление спиртных напитков россиянами в пересчете на чистый алкоголь в ближайшие годы стабилизируется на уровне 9 л: в 2002г. среднедушевое потребление составило 9,11 л в год, в 2001г. - 9,01л, 2000г. - 8,69л, в 1999г. - 8,59л. Однако, по расчетам, сделанным на основании исследования динамики потребления основных видов алкоголесодержащих напитков - водки и пива, - в 2003г. и 2004г. наблюдается некоторое повышение уровня потребления спиртных напитков до 9,15 л и 9,14 л на человека в год соответственно. В 2005г., как отмечает Business Analytica, этот показатель остановится на 9,1л. По утверждению аналитиков компании, стабилизация объемов потребления спиртных напитков населением в пересчете на чистый алкоголь будет достигаться за счет роста спроса на пиво и вина на фоне снижения общего потребления крепких алкогольных напитков. Пока более 60% алкоголя в России потребляется с крепкими спиртными напитками (водка, коньяк, ликер, виски, джин, ром и др.), но их доля постоянно снижается - в 1999г. она составляла 73,5%. Хотя, как отмечают в Business Analytica, снижение потребления крепких напитков происходит в большей мере за счет водки и среднеценовых коньяков и ликеров. В 2003г. доля крепкого алкоголя снизилась до 60,5%, в 2004г. - до 57,9%, в 2005г. снизится до 55,5%. Доля потребления вина увеличилась с 5,6% в 1999г. до 6,5% в 2002г. и вырастет с 7% в 2003г. до 8,6% в 2005г., пива - с 17,9% в 1999г. до 26,9% в 2002г., составит 31,9% к 2005г. Максимальным показатель потребления водки (с 1998г.) был в 1999г., когда достигал 53,4%, на пиво при этом приходилось 27,7%.

Оценивая динамику последних четырех лет, аналитики пришли к выводу, что в 2003г. доли потребления населением России водки и пива оцениваются в 39,2% и 38,5% соответственно, однако в 2004г. уже могут составить 36,6% (водка) и 39,7% (пиво). В 2005г. на потребление водки может придтись не более 34,2%, напротив, пива - 40,6%. 

Как полагают в Союзе российских пивоваров, повышение доли потребления пива населением отражает наступление экономической стабильности в стране. На выбор российских потребителей между пивом и водкой влияют в большей мере психологические факторы, и водке отдают предпочтение в период кризиса и депрессии, - считают эксперты. Однако отмечается, что некоторое влияние экономических факторов здесь также имеет значение, так как в период резкого роста цен на продукты питания на рынке фиксируется рост поступлений поддельной и контрафактной водки, которая продается по предельно низким ценам и пользуется спросом у населения. 

В России наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества производителей водки и ЛВИ (по данным НАА).


 
Год
Количество отчитавшихся предприятий по производству водки и ЛВИ
Произведено водки и ЛВИ, млн.дкл
1996
423
70,3
1997
656
86,5
1998
744
86,4
1999
730
134,6
2000
618
122
2001
599
131,3
2002
534
138,7
2003
464
130,4 
2004
Нет данных 
Оценка - 137,9

Количество предприятий - производителей спирта этилового из пищевого сырья и алкогольной продукции в Российской Федерации, по данным НАА.

 
2001 г.
2002 г.
2003 г.
Спирт этиловый из пищевого сырья
179
181
184
Водка и ликеро-водочные изделия
599
534
464
Коньяки
85
88
99
Вина шампанские и игристые
32
36
36
Вина виноградные
350
336
327
Вина плодовые
156
135
117

Основные производители

Крупнейшие предприятия-производители водки и ликероводочных изделий в Российской Федерации по итогам 11 месяцев 2003г. (Госкомстат РФ и НАА). 

Рынок водки. Всероссийское исследование (города с населением свыше 100 тыс. человек). 1-я половина 2004г. Исследование "Бизнес-Аналитика"

 
Компания
Доля рынка (по стоимости)
Веда
8,0%
Московский завод Кристалл
7,3%
ТПГ Кристалл
7,0%
Русская вино-водочная компания
4,5%
Ост ГК
4,3%
Виноградов ГК
4,0%
ЛИВИЗ
3,7%
Исток
3,4%
Другие
57,8%
ИТОГО
100,0%
 
Семейство
Компания
Доля рынка (по стоимости)
Флагман
Русская вино-водочная компания
4,4%
Гжелка
ТПГ Кристалл
4,3%
Исток
Исток
3,4%
Богородская
Ост ГК
3,0%
Русский размер
Веда
2,7%
Другие
82,3%
ИТОГО
100,0%

Рейтинг производителей водки и ЛВИ по итогам 11 месяцев 2004 г.

  1. OAO "Mоcковcкий зaвoд "KPИCTAЛЛ" (г. Москва)
  2. ЗАО "ВЕДА" (Ленинградская Область)
  3. ООО "ЧЗАП "Группы" ОСТ" (Московская Область)
  4. ГУП РТ "ПО ТАТСПИРТПРОМ"(Республика Татарстан (Татарстан))
  5. ГУП БАШСПИРТ (Республика Башкортостан)
  6. ОАО "СПИ-РВВК"(Калининградская Область)
  7. ОАО "Исток"(Республика Северная Осетия-Алания)
  8. ЗАО "ЛИВИЗ" (г.СанктАНКТ-Петербург)
  9. ООО " Традиции качества" (Московская Область)
  10. ЗАО ПГ "ЛАДОГА" (г.Санкт-Петербург)
  11. АООТ "Кристалл"(Калужская Область)
  12. ЗАО "Столичный трест" (Московская Область)
  13. ЗАО "ЛВЗ "ТОПАЗ" (Московская Область)
  14. ЗАО Завод сортовых водок (Вологодская Область)
  15. ООО "Русская водка" (Московская Область)
  16. ООО "ВЫМПЕЛ"(Республика Северная Осетия-Алания)
  17. ЗАО МОЗ "Красная звезда" (Московская Область)
  18. ОАО Самарский комбинат спиртовой и ликеро-водочной

  19. промышленности "РОДНИК" (Самарская Область)
Исходя из данных Союза Участников Алкогольного Рынка - (СУАР), из всех крупных производителей первой двадцатки, "Топаз" ("Русский алкоголь") единственное предприятие, которое с начала года увеличило долю рынка вдвое. С декабря 2004 года компания с 1,2% (доля рынка в стоимостном выражении) довела свою долю до 3,2%. В следующем 2005 году, согласно прогнозам управляющей компании "Русский алкоголь", доля предприятия по стоимости достигнет более 4,5% российского рынка. 

Изменение долей российских производителей водки в 2004г., данные Союза Участников Алкогольного Рынка - СУАР. 

Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в России

обсудить на ReForumE+
ответить письмом
гостевая книга
стать спонсором
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта