personalia |
|
|
|
|
История
водки, или источник хаоса и управления в русском государстве
"Сколько
лет русской водке? - А сколько нужно?"
Вклад Д. И. Менделеева и графа Витте в процесс упорядочивания рынка водки в России "Советская" монополия и неэффективность жестких мер "сухих законов" Реклама алкоголя: Правда о "зонтиках" Родина водки любит "заморское". Импорт алкогольной продукции превышает российский экспорт в 20 раз. Вымирающее российское виноградарство? Власть не любит, когда ее ВИНят... Молдавия спасет себя... за счет этнофилов России Рынок шампанского и почему "советское шампанское" на западе превращается в "игристое вино" далее |
С
1999 г. обозначилась "вилка" между объемами выпуска и количеством производителей,
что демонстрирует довольно отрадное явление: "вымывание" с рынка мелких
и полулегальных производителей, - отмечает эксперт РБК Надежда Геращенко.
Это дает надежду на постепенное укрупнение рынка, структурирование и повышение
прозрачности в деятельности компаний этой индустрии, - заключила она. Но
важно, чтобы такую картину не ухудшила политика "покровительства своим"
заводам и дистрибуторам в субъектах РФ, которые получили с 2004г. больше
полномочий в контроле за товародвижением на рынке алкоголя.
Тем не менее участники рынка пока смотрят оптимистично на будущее рынка даже в условиях передачи сборов от всех акцизов в регионы. По мнению экспертов компании "Русский алкоголь" (владеет заводом "Топаз"), несмотря на установленные законодательством запреты на некоторые виды продвижения продукции и сепаратистскую деятельность местных властей, движение рынка происходит в сторону более цивилизованных отношений. Аналитики отмечают, что в настоящее время происходит усиление позиций основных игроков крепкоалкогольного рынка. Ранее уже определился круг из 15-20 производителей, которые, скорее всего, в дальнейшем и поделят основную часть рынка между собой за счет вытеснения более мелких игроков. Хотя доля местных производителей, согласно статистике, колеблется от 40 до 80% в зависимости от территории. "Если раньше, в конце 90-х годов, в нашей стране существовало только 2-3 федеральные марки, то на сегодняшний день их число значительно увеличилось", - подчеркивают маркетологи "Русского алкоголя". Очевидно, что процесс укрупнения алкогольных брендов положительно сказывается на процессе легализации рынка и, соответственно, на качестве водочной продукции, поскольку потребитель уже устал от обилия марок, в том числе низкого качества. Улучшению структуры и состояния рынка, полагают также эксперты, будет в дальнейшем также способствовать процесс перераспределения сегментов: например, рост доли более дорогих водок - middle, lowpremium и т.д. - на фоне уменьшения доли водочной продукции эконом-класса. Аналитики и участники рынка отмечают и переориентацию спроса с крепкого алкоголя на потребление других алкоголесодержащих напитков: с одной стороны, пива и слабоалкогольных коктейлей, с другой стороны - дорогих, но уже ставших доступными россиянам элитных вин, виски, джинов, наконец, малознакомых прежде нашему потребителю абсентов, чилийского писко и прочее. Однако противники столь радужных взглядов утверждают, что суммарно потребление алкоголя все равно растет и ожидаемого замещения крепких напитков более "слабым градусом" не происходит. В свою очередь, эксперты компании "Бизнес Аналитика" (Business Analytica) полагают, что душевое потребление спиртных напитков россиянами в пересчете на чистый алкоголь в ближайшие годы стабилизируется на уровне 9 л: в 2002г. среднедушевое потребление составило 9,11 л в год, в 2001г. - 9,01л, 2000г. - 8,69л, в 1999г. - 8,59л. Однако, по расчетам, сделанным на основании исследования динамики потребления основных видов алкоголесодержащих напитков - водки и пива, - в 2003г. и 2004г. наблюдается некоторое повышение уровня потребления спиртных напитков до 9,15 л и 9,14 л на человека в год соответственно. В 2005г., как отмечает Business Analytica, этот показатель остановится на 9,1л. По утверждению аналитиков компании, стабилизация объемов потребления спиртных напитков населением в пересчете на чистый алкоголь будет достигаться за счет роста спроса на пиво и вина на фоне снижения общего потребления крепких алкогольных напитков. Пока более 60% алкоголя в России потребляется с крепкими спиртными напитками (водка, коньяк, ликер, виски, джин, ром и др.), но их доля постоянно снижается - в 1999г. она составляла 73,5%. Хотя, как отмечают в Business Analytica, снижение потребления крепких напитков происходит в большей мере за счет водки и среднеценовых коньяков и ликеров. В 2003г. доля крепкого алкоголя снизилась до 60,5%, в 2004г. - до 57,9%, в 2005г. снизится до 55,5%. Доля потребления вина увеличилась с 5,6% в 1999г. до 6,5% в 2002г. и вырастет с 7% в 2003г. до 8,6% в 2005г., пива - с 17,9% в 1999г. до 26,9% в 2002г., составит 31,9% к 2005г. Максимальным показатель потребления водки (с 1998г.) был в 1999г., когда достигал 53,4%, на пиво при этом приходилось 27,7%. Оценивая динамику последних четырех лет, аналитики пришли к выводу, что в 2003г. доли потребления населением России водки и пива оцениваются в 39,2% и 38,5% соответственно, однако в 2004г. уже могут составить 36,6% (водка) и 39,7% (пиво). В 2005г. на потребление водки может придтись не более 34,2%, напротив, пива - 40,6%. Как полагают в Союзе российских пивоваров, повышение доли потребления пива населением отражает наступление экономической стабильности в стране. На выбор российских потребителей между пивом и водкой влияют в большей мере психологические факторы, и водке отдают предпочтение в период кризиса и депрессии, - считают эксперты. Однако отмечается, что некоторое влияние экономических факторов здесь также имеет значение, так как в период резкого роста цен на продукты питания на рынке фиксируется рост поступлений поддельной и контрафактной водки, которая продается по предельно низким ценам и пользуется спросом у населения. В России наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества
производителей водки и ЛВИ (по данным НАА).
Количество предприятий - производителей спирта этилового из пищевого сырья и алкогольной продукции в Российской Федерации, по данным НАА.
Основные производителиРынок водки. Всероссийское исследование (города с населением свыше 100 тыс. человек). 1-я половина 2004г. Исследование "Бизнес-Аналитика"
Рейтинг производителей водки и ЛВИ по итогам 11 месяцев 2004 г.
промышленности "РОДНИК" (Самарская Область) Изменение долей российских производителей водки в 2004г., данные Союза Участников Алкогольного Рынка - СУАР. |
обсудить на ReForumE |
|
|
|