Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
консультация

Надежды и опасности 2005

История водки, или источник хаоса и управления в русском государстве
 
 
Вымирающее российское виноградарство?

Власть не любит, когда ее ВИНят...

Молдавия спасет себя... за счет этнофилов России

Еще кое-что о вине

Рынок шампанского и почему "советское шампанское" на западе превращается в "игристое вино"



 
 
андроиды-думакиВ преддверии 2005 г. эксперты пытаются спрогнозировать, как может развиваться законодательное обеспечение рынка спиртных напитков. Некоторые аналитики ожидают усиления государственного контроля на рынке алкогольной продукции и, как следствие, - роста нелегального оборота. В связи с усилением центристского блока в Госдуме РФ в регулировании рынка алкогольной продукции наиболее вероятны такие изменения, как введение жестокого контроля сбыта алкогольной продукции на уровне розничной торговли, развитие системы квотирования закупок спирта и введение квотирования выпуска алкогольной продукции. 

Эти идеи сейчас рассматриваются на уровне проекта поправок к ключевому закону отрасли ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В январе 2005г. во втором чтении Дума должна будет вновь обратиться к обсуждению этого очень непростого документа.

В рамках законопроекта предполагается, в частности, по инициативе Минсельхоза, помимо сохранения действующих сейчас квот, ввести также единое налоговое администрирование для пищевых и технических спиртов. "Сейчас денатурированные спирты освобождены от акциза, - говорит глава Минсельхоза Алексей Гордеев. - И это создает предпосылки к производству в колоссальных масштабах всевозможных жидкостей для разжигания костров и т.п., народ с удовольствием их пьет, потому что стоят они копейки". Однако принятие нового закона грозит серьезными неприятностями не только потребителям продукции "двойного назначения". С проблемой повышения цен столкнутся производители парфюмерной продукции на основе спирта, многие фармацевтические компании, а также предприятия химической отрасли, выпускающие, например, различные жидкие смеси для чистки окон и.т.д. Понятно, что акциз в большей мере отразится только на продукции, содержащей более 50% спирта: к таковым можно отнести парфюмерию и некоторые виды бытовой химии. "Опасения производителей отечественной парфюмерии и бытовой химии по поводу повышения цен на их продукцию за счет введения акциза на денатурированный спирт, по меньшей мере, странны, так как нормальный удельный вес в среднегодовых затратах россиянина на эту продукцию незначителен, а потому спрос на нее нельзя характеризовать как чувствительный к изменению цен", - отмечает эксперт РБК Надежда Геращенко. "Однако это справедливо, если говорить о потреблении такой продукции по назначению…", - заключила она. 

Есть и еще одна сила, совсем не заинтересованная в изменении законодательства, - это производители фальсификата. "Для производства фальсификата, как правило, используется смесь гидролизного спирта с пищевым. В новом же законопроекте есть очень жесткие нормы для денатурации спирта и определен перечень денатурирующих добавок", - пояснил глава НАА Павел Шапкин. Денатурировать спирт можно будет только веществами с ярко выраженным запахом (например, бензина или керосина). В итоге использовать его для производства "левой" водки станет значительно сложнее.

Кроме того, по законопроекту предполагается устанавливать для заводов минимальный объем произведенной продукции: не менее 100 тыс декалитров в год. Это, по замыслу разработчиков, также позволит сократить количество "нелегального" спирта. Завод вынужден будет показывать реальные объемы, а не оставлять часть произведенного алкоголя для "левых" нужд. Пока же, по данным МЭРТ, более 20% продаваемой в России алкогольной продукции - это опасный для здоровья фальсификат.

Наконец, поправки в алкогольном законе могут обязать субъектов Федерации устанавливать декларирование розничных продаж. "Сейчас субъекты занимаются только лицензированием розничной торговли, - объясняет принцип работы нововведения председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. - После принятия поправки администрация регионов должна будет в свой порядок выдачи лицензий включать требования по предоставлению декларации. Если продавец не подчинится, чиновники смогут приостановить лицензию. Этим правом наделит их закон, который установит также форму и порядок декларирования".

"Нелегальный алкоголь очень сильно бьет прежде всего по нашим федеральным брендам, которым преграждают дорогу административные барьеры в регионах, - говорит директор по связям с общественностью компании "Исток" Геннадий Фролов. - Вряд ли система учета розницы заработает сразу. Но в случае успешной ее реализации мы рассчитываем повысить объем продаж на 10-15% прежде всего в Краснодарском крае, Белгородской области, Нижнем Новгороде". В ЗАО "Веда" и московском заводе "Кристалл" также делают ставку на регионы.

Есть и вопросы регулирования отрасли, пока не включенные в законопроекты, но уже обозначенные как перспектива обсуждения в 2005г. 

Так, может рассматриваться вариант закрытия акцизных складов, дабы не спровоцировать усиление т.н. "регионального сепаратизма". Об этом уже не раз высказывался министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. Эта тема поднималась в сентябре 2004г. в Москве в ходе совещания в Министерстве сельского хозяйства и рыболовства с участием представителей алкогольного бизнеса. По мнению представителей Минсельхоза РФ, широкое внедрение акцизных складов и передача в 2004 году регионам 100% акцизов не только не принесли ощутимого результата, но даже способствовали разрушению рынка. Следствием таких инициатив стала такая ситуация, как финансовые нарушения со стороны акцизных складов и "региональный сепаратизм". Это означает, что регионы предпочитают продавать только свою алкогольную продукцию, так как на ввозимой продукции, как отечественной, на которую федеральная марка (это 20% акциза с бутылки) наклеена в другом регионе, так и импортной, которая "обшивается" акцизной маркой на таможне, не заработаешь, как на местной. По словам генерального директора федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт", владеющего правами использования от имени государства бывших "советских" водочных марок Stolichnaya, Moskovskaya, "Русская" и др., Владимира Логинова, "наиболее целесообразным и разумным в этой ситуации может стать прекращение существования акцизных складов. Их становится все больше, но свою функцию они выполняют хуже". 

СПРАВКА: С 1 января 2004г. в РФ была введена новая система уплаты акциза для алкогольных предприятий. Если с 1 июня 2001г. акциз был расщеплен на 2 равные части (50% платили производители и 50% акцизные склады), то с 2004 года производитель платит 20%, а оптовик (на акцизном складе) 80%. С 1 января 2003г. был снят "законодательный перекос", когда все акцизы сначала поступали в федеральный бюджет, в затем 50% (от оптовой реализации) возвращалось в региональный бюджет. С 2003г. акцизы, уплаченные производителем (50%), стали поступать в федеральный бюджет, уплаченные на акцизном складе оптовиком - в региональный. Новый подход в уплате акцизов был направлен на компенсацию потерь региональных бюджетов, вызванных отменой налога с продаж с начала 2004г. С внесением поправок в Бюджетный кодекс, теперь 100% акциза направляется в региональный бюджет.
При этом и сама схема начисления и межбюджетного распределения акцизов на производство и оборот алкогольной продукции вновь может быть изменена. Вариант возврата к схеме, когда сборы с акциза, уплачиваемого производителем, перечисляются в федеральный бюджет, а акциз дистрибутора (то есть уплачиваемый акцизным складом) пополняет региональных бюджет. Однако в ближайшее время могут оформиться несколько вариантов пересмотра схемы акцизного налогообложения алкогольной продукции в РФ. Как сообщил РБК депутат Госдумы РФ, член комитета по бюджету и налогам Владимир Пекарев, не исключено, что комитет будет выдвигать наряду с прочими и вариант исчисления 100% акциза с производителя и передачи всего размера акцизных сборов с алкогольной продукции в федеральный бюджет. По его словам, механизм акцизных складов показал свою неэффективность. Так, по итогам первого квартала 2004г. в Московской области недобрано около половины планируемого объема акцизных сборов с алкогольной продукции. В свою очередь, заместитель министра по налогам и сборам РФ Борис Король сообщил РБК, что в министерстве видят целесообразным вернуться к схеме распределения акциза пополам между производителем и дистрибутором (акцизным складом). При этом он считает необходимым предусмотреть практику зачисления всех сборов в федеральный бюджет с возможными последующими отчислениями в региональные бюджеты части сборов. По его мнению, только контроль на федеральном уровне сможет сделать товародвижение и налогообложение алкогольной отрасли прозрачными. Однако Б. Король считает преждевременным переход к 100% акцизу с производства этой продукции, так как есть опасность занижения заводами своих показателей выпуска, а также наклейки специальных марок, идентифицирующих определенную емкость, на бутылки с большей емкостью.

Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в России

обсудить на ReForumE+
ответить письмом
гостевая книга
стать спонсором
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта