Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
консультация

Краткий экскурс в историю развития реформ на рынке алкогольной продукции России в условиях "рыночной демократии"

 
История водки, или источник хаоса и управления в русском государстве
 
 
Вымирающее российское виноградарство?

Власть не любит, когда ее ВИНят...

Молдавия спасет себя... за счет этнофилов России

Еще кое-что о вине

Рынок шампанского и почему "советское шампанское" на западе превращается в "игристое вино"



 
 
В 1985 г. вышел указ "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Уже в 1987 году, как следствие этой реформы, обозначилось резкое уменьшение поступлений в государственный бюджет от продажи спиртного, которое стало исчисляться миллиардами рублей! В конечном итоге реформа вызвала широкое недовольство народа, возникновение очередей за водкой, всплеск самогоноварения, рост смертности от употребления различных суррогатов, значительное усиление спекуляции водкой и т. д. По сути, проблему решили преодолеть в модной на тот момент манере, в какой концептуально пытались разрешить почти все проблемы российской экономики - путем создания т. н. "свободного рынка". В реальности - почти не контролируемого. 7 июня 1992 г. Президент России Борис Ельцин издал указ, отменявший государственную монополию на водку. Результатом стало появление большого количества низкопробных фальсифицированных нестандартных крепких алкогольных напитков типа водки. Резко возросла стоимость российской водки, ухудшилось финансовое положение государства, появился разнобой в ценах на водку в различных регионах страны. Большинство ликероводочных заводов оказались на грани банкротства. 

Ситуацию попытались спешно поправить, и 11 июня 1993 г. был издан Указ Президента России "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции в РФ". В нем отмечено, что со второй половины 1993 г. продажа алкогольных напитков крепостью выше 12 градусов запрещается на так называемых мелкооптовых рынках и в мелкорозничной торговой сети. 

Сегодня рынок водки в России постепенно входит под жесткий контроль государства. Этот контроль в некоторой степени гарантирует качество производимой продукции, тем более что в России 55% всего населения являются потребителями водки. Резкое падение уровня производства в отрасли отмечалось в 1994 г. - до 100 млн дал против 155 млн дал в 1993 г. Эксперты Национальной алкогольной ассоциации (НАА) полагают, что на такие показатели повлияло принятие указа "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции в РФ" 11 июня 1993 г. Напомним, что прежний указ, подписанный 7 июня 1992 г., отменял существовавшую в России госмонополию в отрасли. В последующие годы уровень выработки алкогольных изделий снизился еще больше - до 70,3 млн дал в 1996 г. Позже обозначился медленный рост (1997 г. - 86,5 млн дал, 1998 г. - 86,4 млн дал), и только в 1999 г. наметилась тенденция к восстановлению показателей производства алкогольной продукции в РФ, существовавших в начале 90-х годов. По мнению экспертов, объем легального производства водки в 1999 г. увеличился вследствие "выхода из тени" нелегального бизнеса, а также из-за отсутствия резких потрясений на водочном рынке. Так, в 1999 г. было выработано 134,6 млн дал водки и ЛВИ, в 2000 г. - 122 млн дал, в 2001 г. - 131,3 млн дал. 

Показательным для отрасли стал 2002 год, когда было произведено рекордное за последние 8 лет количество водки и ликероводочных изделий: 138 млн 669,04 тыс. дал водки и ликероводочных изделий, что выше уровня 2001 г. на 6,93%. 

Однако уже 2003 год заставил представителей власти всерьез задуматься. После апофеоза 2002 года довольно неожиданно обозначилась тенденция к сокращению рынка. С учетом скачка 2002 года пока можно говорить только о некоторой стагнации, но ряд экспертов убеждены, что отрасль столкнется с тенденцией абсолютного, а не относительного спада. В 2003г. производство водки и ЛВИ в России имело отрицательную динамику: по сравнению с 2002г. сократилось на 3,3% - до 134,9 млн дал. 

По оценкам НАА, снижение выработки алкогольной продукции связано с увеличением уровня ставок акцизов на крепкие напитки. Этот налог на крепкие алкогольные напитки был увеличен на 15% с 1 января 2003 г., а годом ранее увеличение составило 12%. С 1 января 2004 г. ставка акциза выросла примерно на 18% при размере инфляции в 12%. Однако правительство считает, что такая индексация акциза соответствует росту инфляции и учитывает отмену налога с продаж и понижение НДС. Ситуация спада производства в связи с повышением акцизных ставок отмечалась неоднократно прежде. Например, в январе 2000 г., когда акциз был увеличен на 40%. Выработка водки и ЛВИ снизилась в январе 2000 г. по сравнению с январем 1999 г. на 22%, в целом за первое полугодие 2000 г. - на 18% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. 

Производство водки и ликеро-водочных изделий в январе-августе 2004г. в РФ стагнировало (плюс 0,3% - до 83,387 млн дал), однако отгрузка этой продукции возросла на 4,2% - до 83,765 млн дал. Тем не менее аналитики Союза участников алкогольного рынка (СУАР) ожидают выравнивания ситуации и прироста выпуска водки в 2004г. по отношению к 2003г. на 5,74% до 137 млн 896 тыс. дал. Рост объема выпуска в денежном выражении составит 13,41% - до 7 млрд 168 млн 100 тыс. долл.

Однако отраслевые эксперты полагают, что у ликеро-водочных предприятий РФ с каждым месяцем наблюдается рост затоваривания складов, что влияет на увеличение разрыва между динамикой производства и ростом отгрузок. 

Но аналитики отмечают и то, что снижение выпуска водки и ЛВИ в России отражает лишь официальный объем производства. На самом деле за счет нелегального (теневого) выпуска этой продукции, который, по разным оценкам, может составлять от 40 до 80% розничного оборота этой продукции в РФ, реальный выпуск водки может иметь неплохую динамику. По разным оценкам федеральных ведомств, нелегальный выпуск водки осуществляется зачастую на мощностях крупных ликеро-водочных заводов "в третью смену". Подтверждением таких доводов может стать тот факт, что наибольшее снижение официальных показателей выпуска зафиксировано в Южном (на 3,7%) и Приволжском (на 2,3%) федеральных округах, где, по данным представителей правоохранительных ведомств, концентрируется нелегальное производство водки и ЛВИ. 

Среднегодовая мощность и процент использования мощностей по производству спирта этилового из пищевого сырья и алкогольной продукции в Российской Федерации, по данным НАА.
 
Среднегодовая мощность, млн. дкл.
Использование мощностей, %
2001
2002
2003
2001
2002
2003
Спирт этиловый из пищевого сырья
123,0
133,0
145,7
53,5
54,7
50,9
Водка и ликероводочные изделия
391,8
399,0
422,0
32,7
34,1
31,3
Коньяки
10,4
11,5
14,6
17,5
21,2
22,9
Вина шампанские и игристые
15,4
16,3
17,3
49,6
49,8
50,7
Вина виноградные
153,4
152,7
158,5
17,5
21,1
22,6

По мнению специалистов, практика показала прямую взаимозависимость ужесточения государственного контроля на алкогольном рынке и роста оборота нелегальной винно-водочной и спиртосодержащей продукции как по опыту последних 2-3 лет, так и в период реформ (создание госмонополии на рынке алкоголя) графа Сергея Витте во второй половине XIX века. В обоих случаях усиление государственного регулирования на алкогольном рынке привело к росту потребления нелегальной продукции и продукции "двойного назначения" (парфюмерно-косметических жидкостей, употребляемых вовнутрь). Сейчас доля нелегальной продукции в РФ в структуре потребления оценивается от 35% до 65% и даже выше. 

Есть и другие мнения. Среди причин падения показателей отрасли эксперты рабочей группы по вопросам разработки законодательных актов в области виноделия, производства алкогольной, табачной продукции и пива при Комитете по экономической политике и поддержке предпринимательства Госдумы РФ считают более существенным фактором влияние рынка спиртосодержащей продукции "двойного назначения" в виде медицинских спиртов, парфюмерно-косметической продукции и изделий бытовой химии. 

Интенсивный рост выпуска денатурированного спирта в РФ (в среднем в 4-5 раз за год на протяжении последних 2-3х лет) эксперты связывают с льготным режимом налогообложения на данный вид продукции, которая представлена в торговле парфюмерно-косметической продукцией и изделиями бытовой химии. На фоне роста акцизов на этиловый пищевой спирт такая продукция в силу своей дешевизны в ряде случаев начинает потребляться населением в качестве пищевой, подчеркивают специалисты.

Правительство РФ в июне 2003 г. даже рассматривало возможность отмены льгот по уплате акцизов для производителей денатурата. Однако до середины 2004г. участники обсуждения ограничивались мнением о необходимости ужесточении контроля за производством и оборотом денатурированного спирта посредством законодательного обоснования регулирования рынка денатурированного спирта, введения обязательных ГОСТов для данной продукции, усиления административной и уголовной ответственности за нарушение технологии производства денатурированных спиртов. Такая позиция основывается на опасениях российских властей, что отмена льгот по денатурированным спиртам вызовет негативный эффект - падение производства и, соответственно, спроса на российскую бытовую химию, а также снижение конкурентоспособности парфюмерной продукции отечественного производства. 

За этим фактом также стоит еще одна, пока мало кем озвученная проблема, рассматриваемая на уровне генотипа нации… По словам эксперта отраслевого аналитического агентства "Телеграф-медиа" Марины Петрухиной, представителю каждого нового поколения в семье алкоголиков или даже просто "выпивающих" людей требуется меньше спирта, чтобы войти в состояние опьянения. Таким образом, объем потребления крепких напитков снижается на фоне обратно пропорционального роста алкоголизации населения, заключает эксперт. 

Хотя есть и более мягкие взгляды на причину стагнации рынка водки. Так, некоторые участники рынка называют в ряду причин такого эффекта переориентацию спроса с крепкого алкоголя на потребление других алкоголесодержащих напитков: с одной стороны, пива и слабоалкогольных коктейлей, с другой стороны - дорогих, но уже ставших доступными россиянам элитных вин, виски, джинов, наконец, малознакомых прежде нашему потребителю абсентов, чилийского писко и пр.

Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в России

обсудить на ReForumE+
ответить письмом
гостевая книга
стать спонсором
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта