Демография России (сайт посвящён проф. Д. И. Валентею)
personalia
статистика
факты
мнения
новости
консультация

Российскому шампанскому - быть!

Интервью с Андреем Романовым, главой ЗАО "Торговый дом "Романов"

История водки, или источник хаоса и управления в русском государстве
 
 
Вымирающее российское виноградарство?

Власть не любит, когда ее ВИНят...

Молдавия спасет себя... за счет этнофилов России

Еще кое-что о вине

Рынок шампанского и почему "советское шампанское" на западе превращается в "игристое вино"



 
  далее
источник
В настоящее время группа компаний ЗАО "Торговый дом "Романов" известна на рынке как активный инвестор недвижимости и застройщик жилья бизнес- и суперкласса в Одинцовском и Красногорском районах Московской области. Кроме того, группа выполняет разнообразные проекты в области дизайна и архитектуры. А шесть лет назад глава "Торгового дома" Андрей Романов решил заняться возрождением классического шампанского…

Неожиданно? Отнюдь: "творчество во всем" - девиз компании со дня ее основания. Все направления деятельности Торгового Дома "Романов" благодаря именно творческому подходу всегда были заметны: стильные мебельные и кухонные салоны, магазины предметов интерьера и декора с нестандартным подбором аксессуаров, свежие решения в поиске архитектурных линий и строительстве. И к персоналу компании всегда предъявлялись особые требования: помимо профессиональных качеств - многогранность, мобильность и восприимчивость. Ведь перемены - вечный двигатель развития. А что, как не шампанское, с его постоянным и бурным перевоплощением своей внутренней сущности, может передать всю аллегоричность движения? Итак - найден новый объект внимания и приложения творческих сил: шампанское.

О том, насколько удачным оказался этот проект и какие сложности подстерегают бизнесменов на пути создания напитка "королей", рассказывает основоположник идеи Андрей Романов.

Андрей Евгеньевич, одно из направлений бизнеса возглавляемой Вами компании "Торговый дом "Романов" - производство шампанского классическим методом. Как Вы выходили на этот рынок? 

А.Р. Шампанское для нас - не основной бизнес, мы занялись им 6 лет назад, это отдельный проект. Тогда, в 1998г, у нас было только желание заниматься классическим шампанским, возродить российские традиции его производства. Как известно, существует два способа производства шампанского: классический и резервуарный. Резервуарный - наиболее распространенный, то, чем занимаются комбинаты шампанских вин, - это производство шампанского вина в процессе вторичного брожения в бочках. Классический метод подразумевает процесс вторичного брожения в бутылках и требует минимум 3 года выдержки вина. При производстве классическим методом важен профессиональный уровень дегожоров и ремюажоров, людей, которые выполняют определенные операции, следят за происходящими с вином процессами, рассчитывают температуру воздуха в подвале. Производство классического шампанского - это своего рода искусство.

Классический метод требует больших затрат на длительный период времени, а потому этот бизнес крайне сложно создать.

А на какой базе вы сейчас работаете?

А.Р. В 1998г. мы пришли на завод, это совхоз "Мирный" Темрюкского района (Краснодарский край). У этого завода был уникальный подземный цех со штольнями на глубине 18 метров, большие площади собственных виноградников.

Сейчас мы приобретаем виноград у одних, виноматериалы у других, производство у третьих. На каком-то этапе это правильно и выгодно - брать необходимое сырье у других хозяйств, благо их в крае много. Но сейчас у нас начинается другой этап развития, к которому мы долго готовились: мы купили участок, где будут закладываться собственные виноградники. Мы не будем осваивать сразу все земли, поскольку это слишком серьезная, осторожная и кропотливая работа. Первый этап предполагает посадку и выращивание 25-50 га виноградников шампанских сортов. Не менее 5-6 лет пройдет до получения первого урожая..

Перед нами встала задача создать все процессы для производства шампанского: купить землю, посадить виноградники, построить завод. Завод, пожалуй, самое простое в этой цепочке. Самое сложное - это специалисты, виноделы, для которых это не просто работа, а суть жизни.

То есть расширение производства планируется? 

А.Р. Да, конечно. Как максимум до середины 2005г. мы планируем построить и запустить завод по выпуску шампанского. Причем мы не создаем завод в классическом понимании - с тысячами занятых, огромными цехами. Это будет небольшое предприятие, хранящее традиции российского виноделия.

Классического шампанского под маркой "Романов классическое" мы производим достаточно немного: первый наш тираж был 12 тыс. бутылок. В 2004г. и 2005г. тиражи заложены в размере около 50 тыс. бутылок. Сегодня в пипитрах стоит уже 13 тыс. бутылок. Надо учитывать, что это дорогой продукт, и он не может выпускаться в большом количестве. Кроме того, я уже начал претворять идею делать, помимо классического шампанского, резервуарное, но высокого качества и выдержанное от 9 месяцев до 3-х лет. И это тоже почти классика. Одновременно мы хотим создать промежуточный вариант между тем, что сейчас находится на прилавках (далеко не всегда хорошего качества) и элитным напитком. Такой продукт готовится и будет представлен в наименованиях "Романов выдержанное" (белое шампанское) и "Игристое красное". Сейчас чтобы работать на рынке полноценно, с точки зрения бизнеса, нужно иметь тираж не 12 тысяч бутылок, а сотни тысяч. Только тогда можно ожидать нормальной рентабельности этого бизнеса. И такие планы у нас есть.

Ваше шампанское поступает на внешние рынки?

А.Р. Пока нет. Конечно, есть желание продаваться в Европе, Азии, Америке, но выпускаемые сейчас объемы даже не насытят российский рынок. Торговым домом ведутся переговоры с несколькими ресторанами и даже официальными структурами с тем, чтобы наши напитки были представлены на государственных мероприятиях. Когда объемы производства вырастут, то мы планируем выйти и в торговые розничные сети. Вопросы реализации решаются.

Вы использовали опыт Украины, которая славится развитым виноделием и наличием в стране значительного числа заводов, специализирующихся на выпуске шампанского, даже классического? 

А.Р. Действительно, на Украине отношение к виноделию со стороны государства и местных властей лучше, чем в России. Там масса заводов, и те, которые я видел, находятся в совершенно другом состоянии, качественно лучшем, чем в России. Вообще, классическим шампанским на Украине и, тем более России, занимаются единицы. В Украине есть хороший опыт работы завода "Новый свет", расположенного в бывшей усадьбе Льва Голицына. "Новый свет" исторически создавался как родина российского шампанского. Таким образом, у наших украинских коллег как наследников традиций, заложенных князем Голицыным еще в 19 веке, есть возможность опираться на историю марки и способа такого производства. Я точно знаю, в России есть люди, которые пытаются и делают шампанское из своего виноматериала, следуя русским традициям, но для них это - хобби. Поэтому очевидно, что в России классическим шампанским заниматься просто необходимо.

Не хотите ли Вы сказать, что в России к виноделию относятся хуже, чем у наших соседей - Украине, Молдавии? 

А.Р. Я не скажу, что в России к виноделию хуже относятся: например, появились новые, современные предприятия, но это все новое, а сохранить то, что имело хорошие традиции, историю - это не удается и мало кому интересно. Нельзя даже сравнивать, в каком состоянии находится украинский завод "Новый свет", Артемовский комбинат, и в каком - российский "Абрау-Дюрсо". Через некоторое время "Абрау-Дюрсо" нельзя будет восстановить, любое такое предприятие - это в первую очередь не штольни, не здания, не линии, а только кадры. Тем более, в последнее время было столько негативного, связанного с виноделием, со стороны государства велась такая неразумная политика, что много людей ушло из отрасли, стали по-другому к ней относится.

Проблема кадров в винодельческой отрасли России стоит особенно остро - все хорошие специалисты приближаются к предпенсионному или пенсионному возрасту, и может так случится, что классическим шампанским будет некому заниматься. Этот вид деятельности просто так в книжках не опишешь. Он требует ежедневного труда. А помогать нам его восстанавливать ни французы, ни итальянцы, ни кто другой не будет.

А как Вы относитесь к претензиям Евросоюза по использованию наименования "Шампанское" российскими производителями? Это как-то может повлиять на Ваш бизнес?

А.Р. В данном случае вопрос относится не к шампанистам, а к государственным структурам. Если наше государство будет защищать своих производителей, то это название сохранится. Сейчас существует подобный запрет на продажу виноградного игристого вина с названием "Шампанское" за пределами России. Обнадеживает, что кое-что России все же удается отстоять, и уже, по крайней мере, на территории бывшего СССР кириллическое наименование "шампанское" мы (пока, и надеюсь, впоследствии тоже) можем использовать. Ситуация с названиями "шампанское" и "коньяк" чем-то похожа на историю вокруг Курильских островов: спохватились через много лет и просят вернуть то, что уже честно было освоено другими. И спор с использованием этих наименований также затянулся, так как сложно оспорить, что, например, марка "Советское шампанское" тоже имеет историю, хоть и более короткую, чем Champagne.

Так какова судьба российского шампанского? А.Р. К счастью, от споров политиков и коммерсантов не зависит: быть Российскому шампанскому или не быть. Шампанское есть, и, благодаря энтузиастам, продолжает жить.

Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в России

обсудить на ReForumE+
ответить письмом
гостевая книга
стать спонсором
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта